театры | новости театров |

Пропала Совесть!

18:11:24, 14 ноября 2006

Пропала Совесть! Открытое Письмо Бывшему Руководителю Художественной Самодеятельности Московского Клуба Медицинских Работников, Ныне Руководителю Московского Театра «У Никитских Ворот» М.Г.Розовскому, Автору Книги «Дело О Конокрадстве», Оспаривающей Режиссёрское Авторство Знаменитого Спектакля Г.А.Товстоногова «Истори Лошади» На Сцене Ленинградского БДТ.

Пропала Совесть!

Открытое Письмо Бывшему Руководителю  Художественной Самодеятельности Московского Клуба Медицинских Работников, Ныне Руководителю Московского Театра
«У Никитских Ворот» М.Г.Розовскому, Автору Книги
«Дело О Конокрадстве», Оспаривающей Режиссёрское Авторство Знаменитого Спектакля Г.А.Товстоногова
 «Истори Лошади»  На Сцене Ленинградского БДТ.

Само название вашей книжки («Дело о конокрадстве»), изданной издательством «Вагриус» в количестве 3000 экземпляров, отдельный повод для подачи иска в судебные инстанции. Вся ваша книжка соткана из лжи. Вами оболганы реальные люди театра, их имена и само время. Самое подлое в этой ситуации, что написана она вами спустя 17 лет после кончины Г.А.Товстоногова, великого режиссера русского театра. Ответить некому, а возбудить толпу и привлечь внимание к своей персоне как раз пришло время.  «Вкусные подробности и жуткое свидетельство», - вот отклики на ваш пасквиль, как будто речь идет об очередном эстрадном скандале. Будучи давно обделенным вниманием, сегодня вы делаете всё, чтобы придать истории с «Историей лошади» масштаб споров вокруг авторства «Тихого Дона». В этом главная ваша подлость. В былые времена за подобную клевету вызывали на дуэль, наносили публичные пощечины.
В «Деле о конокрадстве» -  вы сводите счеты с теми, кого на свете уже нет. Присваивая не только постановочное решение (т.е. конечный результат), но и всё авторство знаменитого спектакля БДТ.
Постановка спектакля «История лошади» по вашей инсценировке повести Толстого «Холстомер», которую вам, после «Бедной Лизы», доверил Товстоногов, согласно заключенного с вами договора, была прописана на Малой сцене БДТ (100 мест), Она никогда не увидела огней рампы, хотя и репетировалась 12 (!) месяцев.
В течение долгих лет, я, близкий человек семье Товстоноговых и БДТ, был очевидцем многого, в том числе и того, как проходили ваши репетиции. Знал настроение каждого артиста, и помню в каких мучениях они проходили для Евгения Лебедева, Валентины Ковель, Олега Басилашвили, Михаила Волкова, Георгия Штиля. После репетиций, я ждал их в машине, и отправляясь на концерты, они делились своими впечатлениями, часто называя ваши репетиции – физкультурой.
 «Я принес не идею, а пьесу»,  -  кричите вы со страниц книжки. Это только подтверждает с каким доверием Товстоногов отнёсся к вам, выставленному за дверь профессионального искусства, пока в Кисловодске судьба случайно не толкнула вас в лифте в живот Товстоногову. (Чтобы после его смерти вы спокойно и главное пока безнаказанно  вторично смогли дать ему в поддых.)
Не зная вас, Товстоногов дал поставить «Бедую Лизу», расписав ваше авторство как постановщика (!), композитора (!), автора инсценировки (!) и стихов (!). (4 знака внимания!).
Ваша идея «Лошади» была замечательна. Ваша пьеса была несовершенна. В  ней были много лишнего (несценичного). И второй акт был не принят театром и заново сочинен Товстоноговым и Диной Шварц. Но как автор инсценировки вы указаны на всех афишах, программках, рецензиях (беру наугад «Театральный Петербург» за 1985 года, со шрифтом там всё в порядке).
«Моё режиссёрское решение!» - опять ваш крик со страниц. Объясняю: спектакль есть не только совокупность актеров, пьесы и пространства, он требует мощного дыхания режиссера. Только гений превращает спектакль  в шедевр. А «История лошади» театральный шедевр.
  Приняв решение о переносе спектакля на Большую сцену,  Товстоногов сократил первый акт на 25 минут (для постановки очень большое время) и заново поставил спектакль по вашей пьесе. Но он дал вам пропуск в историю. Вы пожизненно закрепили себя на афише его шедевра в качестве режиссера и автора пьесы. А музыкальное оформление справедливо поделили с С.Розенцвейгом. Мало?
Напомню, что вся пластика Холстомера была сделала исключительно Евгением Лебедевым. Без вашего вмешательства. А ваша попытка пригласить в спектакль режиссера по пантомиме была сразу отвергнута Товстоноговым.
Ваша книга -  как провокатор. Ловко использует моменты правды и ложь. Она мастерски «разводит» живых и мертвых, Но почти на каждой странице вы проговариваетесь сами.
Ни будь вашей встречи с Товстоноговым – у вас была бы другая жизнь и биография. Точнее, у вас вообще могло не быть творческой биографии. И «Бедной Лизе» пришлось бы утонуть на самодеятельной  сцене, и не было бы ни «Трех мушкетеров» в кино, ни театра у Никитских ворот.
Вы опять проговариваетесь, написав, что «логика мэтра» была безупречной. (Именно Товстоногов с самого начала процесса определил место и смысловое значения Хора в спектакле). Или вопль Холстомера (которому посвящена целая глава в книге Е.Лебедева «Испытание памятью»), «такой актерской силы, что все на репетиции просто ахнули. Это был как раз тот самый масштаб и размах, о которых говорил Товстоногов на первой читке».
 Стоп! Значит, была и первая читка, и обсуждение, а не просто посиделки у Гоги, после которых все остались, а вы, подпрыгнув от радости, помчались в гостиницу. 
Сетуете, что нет записей репетиций? (Основное, по вашему, свидетельство фальсификации авторства). Но нет и записей «Идиота», нет «Варваров». Так что? Это должно означать, что «Идиота» поставила, разминавшая первый этап,  Роза Сирота (а вы докатились уже до того, что намекаете и на это).
Во втором акте «Истории» вам и как автору пьесы, и как режиссеру не удалось «выжать» из первоклассной труппы БДТ ни-че-го. Так к кому претензии? Кого вы смешали с грязью? Человека и художника, на спектакли которого и до «Истории лошади» было невозможно попасть. Режиссера, при жизни уже ставшего и историей,  и легендой.
  В спектакле БДТ вы - только автор фрагмента. Но ваша подпись наравне стоит рядом с мастером. Так что вам надо еще?  «Это я! Мой! Мое режиссерское решение!», – только и звучит на каждой странице. Как вы заботитесь о своем месте в истории театра, раз уж другие сегодня отказывают вам в этом, Вы хотите быть среди «покорителей Гималаев искусства» Уютно устроиться с Товстоноговым на Монблане.  Рядом!  А ещё лучше - спихнуть его с вершины!
А каковы ваши личные успехи? Кого покорили ваши спектакли, в частности, ваша «История лошади»? По неизменной вашей инсценировке? Где на афише уже не мелким, а крупным шрифтом написано – постановка Розовского. Ведь рядом уже не было ни «театрального диктатора Сталина», ни мешающему вашему творческому процессу,  «классно умевшему превращать в золу любой пламень» артиста Лебедева, ни «правой руки Гоги, его рупора» Дины Морисовны Шварц.
На всю свою жизнь вы, по сути,  остались автором двух постановок в БДТ, созданных под крылом (или за «широкой спиной»?) Товстоногова, нарезая круги от  Риги и до Москвы – «Бедная Лиза», «История лошади».  И где результат? Где ваши другие свершения и шедевры? Кто о них помнит? Ни «Романсы с Обломовым»  в Александринке, ни ваша последняя питерская премьера в Музкомедии «Милый друг» – не произвели никакого эффекта. Пшик. Пустой звук.
А товстоноговская «История лошади» триумфально прошла по миру и проявила такой интерес к вашей инсценировке (и вряд ли авторские гонорары за неё оседали в чужих карманах).
И последнее.
Я, театральный человек, проживший в театральном мире Петербурга более 50 лет – ни разу не слышал по отношению к Товстоногову определения, которым сегодня вы оскорбили и память, и имя Г.А.   Утверждаю, что это вы, именно вы, связав с именем Товстоногова оскорбительное определение «конокрад», запустили его в обиход,  Сегодня для одних вы –  просто глупец, («хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца»). Для других - Герострат. А для меня – не-ру-ко-по-да-ва-емый человек. Единственный выход из вашего положения (если БДТ не подаст на вас в суд) – встать на колени в прощении перед труппой театра им.Г.А.Товстоногова, чье имя вам так и не удалось развенчать. Пришло время дать вам публичную пощечину. И я вам дам её. У Никитских ворот.

Рудольф Фурманов,
Заслуженный деятель искусств России

14 ноября 2006 года, Санкт-Петербург



Все новости театров   Пропала Совесть!

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100