театры | новости театров |

Первый российско-греческий симпосий современного искусства.

11:24:34, 15 ноября 2006

Проект Дмитрия Михалевского Первый российско-греческий симпосий современного искусства Двадцать первый век словно испытывает человека «на прочность», со всех сторон обрушивая на его голову все новые «вызовы» и проблемы. Но, сетуя на обстоятельства, почему-то забывается мудрость, согласно которой, в своих несчастьях следует винить, прежде всего, себя. Подавляющее большинство текущих проблем находится в гуманитарной сфере. А именно здесь наука оказывается плохим советчиком…

Проект Дмитрия Михалевского
Первый российско-греческий симпосий
современного искусства
Концепция проекта


Двадцать первый век словно испытывает человека «на прочность», со всех сторон обрушивая на его голову все новые «вызовы» и проблемы. Но, сетуя на обстоятельства, почему-то забывается мудрость, согласно которой, в своих несчастьях следует винить, прежде всего, себя.
Подавляющее большинство текущих проблем находится в гуманитарной сфере. А именно здесь наука оказывается плохим советчиком…

Дело в том, что на рубеже двадцатого столетия произошла революция сознания, повлекшая смену мировоззренческой парадигмы. Это, в свою очередь, привело к появлению в естественнонаучной сфере целого ряда новых фундаментальных теорий, среди которых модель атома, теория поля, принцип относительности. Именно эти положения стимулировали научно-технический прогресс, которому мы обязаны современными благами цивилизации.
Те же фундаментальные сдвиги обеспечили радикальные перемены во всех областях художественной практики. Революция произошла в театре, живописи, скульптуре, литературе, музыке – во всех без исключения искусствах.
К сожалению, гуманитарная теория осталась в стороне от этих преобразований, сохраняя органическую связь с представлениями девятнадцатого столетия и даже эпохи Просвещения. (Возможно, человеку сложнее всего не только изучать, но и понимать самого себя).
 
Следствием такого разрыва стал острейший конфликт не только между практикой и теорией искусств, но поразивший всю гуманитарную сферу. Он проявляется в ущербности социальных и политических теорий, упрощенно материалистически трактующих человека, а, по сути, игнорирующих его в пользу экономического «базиса». Сегодня существуют два полярных взгляда на человека: либо «демократическая» позиция, закрепляющая тотальное равенство продекларированное Французской революцией, либо шовинизм, национализм, расизм, фашизм… В промежутке нет ничего. Современная наука бессильна объяснить различие людей не оскорбляя их. Подобный дуализм – рудимент древнего сознания… Прямым следствием издержек теории становятся многочисленные межнациональные и межконфессиональные противостояния, издержки в социальной и политической сферах.
Острота проблемы свидетельствует о том, что мы вплотную подошли к очередному «барьеру познания». Он неизбежно будет преодолен, как ранее были преодолены предыдущие. Вопрос только в цене. Как следствие выхода из этого кризисного состояния должны появиться теория поля и принцип относительности в гуманитарной сфере. Это позволит обрести утраченную целостность мировосприятия, ту целостность, о которой многократно писали выдающиеся русские философы, которую сохранила восточная традиция мысли, удивительным образом созвучная положениям современной физики. В гуманитарной сфере преградой встает ее разрозненность и профессиональная изолированность различных областей.
Чтобы преодолеть эту беду необходимо обратиться к началам. Такими началами для западноевропейской культуры является Древняя Греция, обращенная академическим антиковедением в некий мертвый музейный объект. А это была живая жизнь, отличная от нас. И ее надо понять, тогда мы сможем построить систему координат, в которой можно будет понять и самих себя.
Если наука бессильна, то новую парадигму можно начинать материализовывать с любого края поля нашей жизни, поскольку она едина для всех проявлений человека.  Смена парадигмы происходит в умах не только ученых, но и художников, артистов - людей творческой деятельности. И мы готовы обратиться к тем, кто «чувствует» проблему, сопоставить эти результаты с теми, кто над ней размышляет…
 
Таким образом, мы заявляем целью данного проекта формулировку мировоззрения новой эпохи, реализацию на практике и в теории новой парадигмы.
Цель настоящего проекта раскрывается через создание активной культурной среды, как единого творческого бытия, в котором становилось бы возможным переосмысление стереотипов, сформированных действующей парадигмой.
Чтобы преодолеть существующую инерцию, которая довлеет как над физическим, так и ментальным бытием каждого из нас, мы решили собрать вместе результаты своих трудов в различных областях, объединив их без каких-либо претензий профессиональной иерархии, т. е. поступить так, как это происходило в Древней Элладе. Тогда художник оставался ремесленником, занимавшимся «технэ», а «искусство» составляло практическое знание магических секретов мастерства. Продуктом этого творческого процесса являлся сам человек, достигавший некоего качественно нового уровня своего развития, обретавший новую целостность.
Одновременное проведение жанрово различных акций, позволит создать и ощутить атмосферу, увидеть в представленном материале единое связующее звено, каковым является древнегреческая культура. Привычное осовременивание всего, что связано с Древней Элладой, уступит место осознанной и творческой рефлексии. В результате подобного отстранения, станет возможным постижение человека иной эпохи, продуктов его творческой деятельности, а через это, и самих себя.


19 ноября Театр на Литейном принимает участие в интереснейшем проекте – «Первом российско-греческом симпосии современного искусства». Спектакль режиссера Андрея Прикотенко – «Эдип-царь» появился в афише этого фестиваля не только потому, что литературная основа принадлежит древнегреческому драматургу Софоклу. Великая трагедия в режиссерской интерпретации Прикотенко становится не просто узнаваемым мифом, а живой, понятной материей. Прикотенко смотрит на трагедию глазами современного человека. Его взгляд замечает древность трагедии, несоразмерность современной жизни ее величию. Но не находит в этом повода для печали. Скорее – повод для игры. По мнению критики, «легкое дыхание «Царя Эдипа» рождается из современных ритмов, изобретательной игровой стихии (три актера управляются со всеми персонажами пьесы) и юмора, который, как это ни странно, помогает пробиться к сердцу трагедии». Для Прикотенко и его актеров страшное нагляднее всего предстает средствами смешного. Но чем меньше в спектакле трагического пафоса, тем громче слышна неумолимая поступь Рока, который все равно настигает человека. 
Эту  историю о Судьбе и человеке 19 ноября вновь расскажут трое актеров: Ксения Раппопорт (актриса Малого драматического театра – Театра Европы), Тарас Бибич и Игорь Ботвин под аккомпанемент этнической музыки балканского полуострова, а также под современные ритмы Medusa и Alma-Maigretta.
«Мы хотим понять, кто мы, говорим о мире, над которым висит угроза катастрофы, и говорим о том, что есть в этом мире свет и надежда», - заявляет Андрей Прикотенко. Этот спектакль – необычайно острой драматической формы, где со сцены звучат актуальные, волнующие вопросы, на которые древние давали одни ответы, а мы должны дать свои – может быть, совершенно другие? 


«Эдип-царь» стал первым спектаклем Андрея Прикотенко в Петербурге. Именно в Театре на Литейном режиссер начал свою творческую жизнь. И это начало сразу же привлекло внимание театральной общественности и зрителя к имени молодого режиссера: спектакль получил сначала петербургскую театральную премию «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера», а потом Высшую национальную премию «Золотая маска» в номинации специальный приз жюри.

У «Эдипа-царя» счастливая фестивальная судьба: спектакль неоднократно принимал участие в различных международных фестивалях. В том числе в фестивале «Киев-Травений». По общему мнению критики и театральной общественности Украины, спектакль Театра на Литейном стал самым ярким художественным событием Киевского фестиваля.
В июле 2003 года спектакль «Эдип-царь» принял участие в VII международном театральном фестивале «Голоса истории» (Вологда). Спектакль получил Почетный приз жюри фестиваля, а актриса Ксения Раппопорт – Специальный приз жюри за роль Иокасты.
В сентябре 2003 года «Эдип-царь» принял участие в XI Международном театральном фестивале «Divadlo» (г.Плзень, Чехия) со спектаклем «Эдип-царь», а также в проведении Дней Санкт-Петербурга в Чехии (г. Брно, Чехия).
В октябре 2003 г. «Эдип-царь» принял участие  в фестивале «Seoul Performing Arts Festival 2003» (г. Сеул, Южная Корея).
Спектакль принимал участие в Днях культуры Санкт-Петербурга в городе Хельсинки (Финляндия). Был участником фестиваля «SETT-2004» (Германия, г.Штудгартт).
В рамках фестиваля «Золотая маска»  «Эдип-царь» объехал много городов, в том числе: Ярославль, Ростов-на-дону, Челябинск.
В октябре 2005 года «Эдип-царь» побывал в Таллинне, а буквально недавно, в начале ноября этого года вернулся с гастролей в городе Рига, где он шел с аншлагами на сцене Рижского театра русской драмы. «Когда закончился спектакль, зрители наградили петербургских артистов Ксению Раппопорт, Тараса Бибича и Игоря Ботвина долгими аплодисментами. Актеры рассказали публике о жизни и смерти царя Эдипа с энергией и мастерством, с юмором (даже в трагедии есть место юмору!) и печалью. Этот юмор, а также музыка, пение и танцы скрасили историю, полную страстей, смертей и страшных пророчеств. Искусство театра как всегда победило страх и печаль…» - пишет ежедневная русская газета Латвии «Час».
«Эдип-царь» - спектакль до сих пор молодой, яркий, динамичный, остроумный. Великолепные танцевальные номера, не без налета эротики, и прекрасный вокал. Красивые костюмы и зрелищные сцены.  Но за кажущейся легкостью спектакля стоят глубокие философские размышления о Судьбе человека.


Также вечером 19 ноября в 21.00 Театр на Литейном и фестиваль «Первый российско-греческом симпосий современного искусства» проводят совместную акцию:  состоится творческая встреча «Античность – вчера, сегодня, завтра». В программе – обсуждение спектакля «Эдип-царь», а также такая тема, как место античного наследия в современной культуре.

Участники конференции:

Александр Владимирович Гетман - Драматург, художественный руководитель Театра на Литейном, заслуженный деятель искусств России
Ксения Раппопорт - Актриса Малого драматического театра – Театра Европы, исполнительница роли Иокасты в спектакле «Эдип-царь»
Игорь Ботвин - Актер, исполнитель роли Эдипа в спектакле «Эдип-царь»
Тарас Бибич - Актер, исполнитель ролей Креонта, пророка Тиресия, Коринфского вестника, Пастуха Лаия в спектакле «Эдип-царь»
Йоргос Ботонакис - Драматург, практикующий психоаналитик
Парис Такопулос - Драматург, театральный критик, поэт и автор прозы.
Елена Иваненко, Марина Корецкая, Елена Савенкова. Авторы пьесы "Поиск Антропоса на сцене"
Фунтусов Владимир Павлович - Режиссер театра "Под самой крышей"
Благодатов Николай Иннокентьевич - Критик, искусствовед
Белков Вячеслав - Поэт
Черняев Владимир Александрович - Писатель, глава муниципального образования 55
Шевелев Иосиф Шефтелевич - Почетный академик архитектуры, заслуженный архитектор
Иваненко Алексей Игоревич -  доцент кафедры истории и философии СПбГТУРП, кандидат философских наук
Кудрявцева Елена - Кандидат психологических наук
Власова Елена - Искусствовед
Изотова Маргарита - Искусствовед
Герцман Евгений Владимирович - Доктор искусствоведения, профессор, крупнейший специалист в России по истории античного и византийского музыкального искусства, автор более 100 научных работ, в том числе нескольких монографий, посвященных проблемам теории музыки, античному и византийскому музыкальному мышлению.
Юсфин Абрам Григорьевич - Композитор, музыковед, член Союза композиторов России, Председатель композиторского круга «Мелос»
Спивак Дмитрий Леонидович - Директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. Старший научный сотрудник, доктор филологических наук.
Савкин Игорь - Издатель. Директор Издательства "Алетея"
Светлов Роман Викторович - Доктор философских наук, профессор. Директор издательства Санкт-Петербургского Государственного университета
Валицкая Алиса Петровна - Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этики и эстетики факультета философии человека Университета им. Герцена
Турчинская Елена Юльевна - Кандидат искусствоведения. Доцент кафедры искусствоведения Гуманитарной  Академии профсоюзов
Кудрявцева Татьяна - Кандидат исторических наук, доцент кафедры античной истории Санкт-Петербургского государственного Университета
Харламова Наталья Олеговна - Поэт переводчик
Валявский  Андрей Степанович - Академик международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе», доктор философии
Полторак Сергей Николаевич - Доктор исторических наук, главный редактор издательства "Нестор"
Козлов Валерий - Председатель Ротари Клуба «Белые ночи Санкт-Петербурга»

 



Все новости театров   Первый российско-греческий симпосий современного искусства.

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100