театры | новости театров |

Хоралы и пасторали

14:09:25, 04 июля 2007

Привычное и незаметное в истории музыки присутствие хорала и пасторали рядом, друг подле друга, притягивает к себе глубиной нераспознанного смысла. Между ними – неуловимый переход от простоты утренней поры мироздания к искушению мудростью. Хорал

Привычное и незаметное в истории музыки присутствие хорала и пасторали рядом, друг подле друга, притягивает к себе глубиной нераспознанного смысла. Между ними – неуловимый переход от простоты утренней поры мироздания к искушению мудростью.  Хорал –  символ простого, покойного и смиренного взгляда на мир. В безмятежную пастушескую жизнь проникает тревожный тон, в пасторали все исполнено настороженно-чуткого вслушивания – как испытание звучанием на пороге молчания, как ожидание поворота. 

 Леон Боэльман (Boellmann, 1862 – 1897) учился в парижской Школе классической и религиозной музыки у известного органиста и композитора Э. Жигу, с которым породнился, женившись на его племяннице (1885). Преподавал в органной школе Жигу, служил органистом в парижской церкви Сен-Венсан-де-Поль (c 1881). Среди его сочинений в разных жанрах наиболее известны предназначенные для органа, в особенности Готическая сюита (ор. 25, 1895). Однако, композиторская индивидуальность Боэльмана наиболее проявляется в сочинениях, которые сегодня вышли из обихода, – в пьесах в серьезном характере церковной музыки, нередко с изысками контрапункта и модуляций.  

Нидерландский композитор и органист Йоханнес Баренд Литцау (Litzau, 1822 – 1893) в свое время слыл выдающимся мастером контрапункта и церковной музыки. На всей его музыке лежит отчетливый отпечаток школьно-академической выучки и провинциальности, которую определяла замкнутая атмосфера родного Роттердама. Далекая от претензий на оригинальность и новаторство, музыка Литцау будто бы задержалось в эпохе Себастьяна Баха, которому композитор явно подражал. Его место в ряду мастеровитых музыкантов-бахианцев XIX века. Музыкально-художественная и –историческая роль Литцау почетна – поддерживать и преумножать славу баховской музыки.

Композитор и органист Йозеф Рейнбергер (Rheinberger, 1839 – 1901) был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем композиторском творчестве, он также учил композиции в строгой классической традиции. Рейнбергер сочинял в разных жанрах, от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его 20 сонат для органа.
Родом из Вадуца (Лихтенштейн), Рейнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где преподавал в консерватории (фортепиано, орган, композиция), занимал различные музыкальные посты, в том числе придворного капельмейстера (с 1877). 
Творчество Рейнбергера примыкает к лейпцигской школе (школе Мендельсона). Его музыку отличает мелодическая пластичность, и однако ей присущи чрезмерное благозвучие и инертность движения. 

Макс Регер (Reger, 1873 – 1916) – крупнейший композитор немецкого позднего романтизма, педагог, дирижер. Вел класс композиции в Лейпцигской консерватории (с 1907), возглавлял Придворный оркестр в Мейнингене (с 1911). Крупнейший после Мендельсона и Листа мастер органной музыки. Автор многочисленных произведений преимущественно в инструментальных жанрах. Музыка Регера, насыщенная хроматизмом и разработочным письмом, достигает кризисной точки в испытании музыкальной взаимосвязи – ослабляет тональность, делает рыхлой тематическую работу.
В последний год жизни, во время Первой мировой войны, Регер написал три органные композиции в патриотическом духе – Траурную оду памяти погибших на войне 1914-1915 гг., Благодарственный псалм в честь немецких героев и Триумф победы. Эти пьесы представляют собой записанные импровизации, которые Регер исполнял в концертных поездках по городам Германии во время войны.   
                                     
Михаил Мищенко – органист, музыковед. Канд. иск., доцент Петербургской консерватории.

Борис Баринов – альтист, студент Петербургской консерватории (кл. проф. В. Стопичева).



Все новости театров   Хоралы и пасторали

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100