театры | новости театров |

Балет Нью-Джерси : история, традиции и новаторство

15:51:36, 20 мая 2008

Балет Нью-Джерси : история, традиции и новаторство

18-19 июня в БКЗ «Октябрьский» состоятся гастроли одной из ведущих балетных трупп Америки – New Jersey Ballet. Об успехе коллектива свидетельствует то, что с труппой охотно работают Элеонор Д`Антуоно - она была примой "American Ballet Theatre", танцевала с Рудольфом Нуриевым, Леонид Козлов - экс-премьер Большого театра СССР, Эдвард Виллелла - звезда "New York City Ballet"... Сегодня в труппе работают танцовщики из США, Аргентины, Болгарии, Колумбии, Японии, Казахстана, Монголии, Заира и, конечно же, России.  Труппа прославилась своим интернациональным составом и инновационным подходом к постановкам классических спектаклей.

Балет Нью-Джерси (NJB) был основан 50 лет назад, в 1958 году. И за полувековую историю труппе удалось совершить прорыв. Из малоизвестного коллектива превратиться в жемчужину американского балета. Сегодня на ряду с самыми известными труппами Америки - "American Ballet Theatre", "New York City Ballet" и "San Francisco Ballet", она делает погоду в классическом балете в США. Об успехе коллектива свидетельствует то, что с труппой охотно работают Элеонор Д`Антуоно - она была примой "American Ballet Theatre", танцевала с Рудольфом Нуриевым, Леонид Козлов - экс-премьер Большого театра СССР, Эдвард Виллелла - звезда "New York City Ballet"...
За 50-летнюю историю у NJB появились свои традиции. Например, обязательно завершать год спектаклем «Щелкунчик» - на протяжении полувека этот балет стал брэндом труппы и пользуется неизменным успехом. NJB прививает любовь к балету всеми возможными способами: один из наиболее значимых – благотворительность. NJB ежегодно дарит 1500 билетов учащимся школ, проводит самые разнообразные программы помощи всем: малообеспеченным, неимущим и т.д.
50 лет штат Нью-Джерси жил обычной, провинциальной жизнью. Жители этого местечка были вынуждены выезжать в Нью-Йорк или Филадельфию и тратить деньги там, предаваясь чарам Терпсихоры, а танцоры и хореографы, проживавшие в Нью-Джерси, уезжали из штата в поисках работы.
Все изменилось в декабре 1958 года, когда танцевальная пара из Американского театра балета представила два спектакля в Высшей школе искусств в Ньюарке. Никто из первых зрителей, по случаю оказавшихся тогда в зале, не мог даже предположить, чем для штата закончатся эти представления. Но у артистов, занятых в постановке, были и амбиции, и мечты. Поэтому их ничто не могло остановить в воплощении своих планов. Впоследствии они возглавили Балет Нью-Джерси: коренная жительница штата Каролин Кларк стала директором, а Джордж Томал – хореографом балета.
Год за годом коллектив развивался, расширял свой репертуар. В 1960 году были поставлены отрывки из «Лебединого озера» с Симфоническим оркестром Нью-Джерси (под управлением дирижера Кеннета Шермерхорна). На сольные партии Одиллии-Одетты была приглашена прима-балерина Американского театра балета Лупе Серрано. Премьера состоялась в Mosque Theater (в настоящее время - Symphony Hall) в Ньюарке.
 В 1966 году, звезда балета мировой величины Эдвард Винелла стал первым приглашенным танцором, выступивший в полноценном спектакле с балетной труппой. Стоит ли говорить, что это сказалось самым положительным образом и на репутации коллектива, и на интересе общественности к его спектаклям.
Двумя годами позже Балет начал длительное сотрудничество с Оперой штата Нью-Джерси. Знаковым было сотрудничество со всеми коллективами, существовавшими тогда в штате и его окрестностях. Здесь следует упомянуть Masterwork Chorus, the Mendelssohn Choir, Pro Arte Chorale, the Colonial Symphony, Holly Bush Festival Orchestra и the New Philharmonic Orchestra of New Jersey и т.д. Всего было свыше пятидесяти творческих коллективов штата Нью-Джерси. Каждое десятилетие приносило триумфы и победы,  которые все больше и больше делали Балет Нью-Джерси все более и более притягательным для всех жителей штата.
В 70е годы Балет начал выступать в средних школах штата. В репертуар труппы вошел «Щелкунчик», а сам неподражаемый Эдвард Винелла вышел на балетную сцену в партии Принца.
Балет Нью-Джерси открыл свой первый главный сезон на сцене Paper Mill Playhouse. В середине 70х, труппа перевела всех своих танцоров на годовые контракты.
С конца 70-х в репертуаре Балета появились спектакли начинающих хореографов.
 Их работам была посвящены понедельники, которые получили название «Monday Night series». Все происходило при финансовой поддержке Мерилл Линч. Программа по открытию новых талантов в Нью-Джерси открыла миру Джоан Ренвали, Эли Лазарь (воспитанница школы Балета Нью-Джерси, в настоящее время директор/хореограф LazarBalletnyc), Дэвида Макнавтона, Стюарта Ходса, Дэвида Андерсона и совсем недавно – выпускника Нью-Йоркского балета Александре Пройя.
В 80-е коллектив начал интенсивно гастролировать. Сначала поездки были по штату, затем и за его пределами. В эти годы труппа дебютировала на Манхэттене в Symphony Space и получила признание самого строгого и профессионального балетного критика страны – журналиста газеты «Нью-Йорк Таймс» Анны Киссельгофф.
 В 1987 году Балет Нью-Джерси выступал совместно с Кировским балетом на сцене в Глассборо, в рамках Балетного уик-энда, приуроченного к 20-летию встречи лидеров двух государств: Джонсона и Косыгина. Кировский балет представил pas de six из балета Пуни «Эсмеральда» и впоследствии вдохновил Балет Нью-Джерси на постановку полной версии этого балета, который в течение полувека не шел на сцене США.
Кстати, по сей день балетная труппа NJB - единственная во всей стране, в репертуаре которой есть «Эсмеральда». Нью-Йоркские балетные критики, включая Анну Киссельгофф, собрались в NJPAC для просмотра этой «Эсмеральды» и все газеты, в которых есть балетные рецензии пестрели восторженными отзывами о премьере.

В начале 90х коллектив отправился в мировые турне. В числе стран, кроме Тайваня, Италии, Бермудов и т.д., был и Советский Союз. Кроме гастролей начались и регулярные сезоны The Community Theatre и New Jersey Performing Arts Center. В 1998г. коллектив начал свои ежегодные посещения NJPACs Prudential Hall.

На рубеже двух столетий, NGB неоднократно обращался как к малоизвестным, редко исполняемым пьесам, так и главным классическим балетным постановкам «Спящей красавице» и «Жизели».

В этом сезоне в сотрудничестве с Интернациональным Балетным Советом  коллектив представит первый Мировой День Танца. Это событие призвано привлечь тысячи молодых людей в концертные залы и площадки, на которых балетная труппа проведет свой юбилейный сезон. В репертуаре 50 сезона – жемчужины балетного жанра, собранные за три столетия.

Американское балетное танцевальное искусство является отражением американской жизни. Это бурный котел, в котором смешаны разные традиции, балетные школы и культурные влияния. С одной стороны, труппа балета очень похожа на все американские труппы: в ней собраны танцоры разных национальной и представители разных балетных школ. Но с другой стороны, NJB – труппа-уникум. Такого количества народов и национальностей, которые представлены в ней, нет, пожалуй, больше ни в одной балетной труппе мира! В NJB - танцоры из Соединенных Штатов, России, Казахстана, Украины, Японии, Болгарии, Аргентины, Колумбии и Монголии. Только российская балетная школа и постсоветское пространство представлены солистами из Москвы, Новосибирска, Казани, Перми,  Киева и Алма-Аты!
Да, американский балет – балет современный, ломающий каноны классического танца, выросший на скрещивании разных тенденций и школ, вносящий интригу в прочтение хорошо известным всем поклонникам балета спектаклей. И в этом смысле NJB – принцип, возведенный в абсолют. Что дает стилевой микс? Полную раскрепощенность и свобода движений, незакомплексованность и отсутствие правил и рамок, сковывающих творческий процесс.

В гастрольной афише NJB – все то, чем труппа жила свои 50 лет: от классического до современного репертуара, с набором имен, известных всему миру танца, такими как Баланчин, Дэ Милле, Тюдор, Небрада, Норт и Ренвал. Программа выстроена так, что один танец сменяет другой, и все они предстают перед нами подобно множеству отражений в "живом зеркале", а исходящие от них лучи света, складываясь, образует то особое настроение, которое столь свойственно Соединенным Штатам – настроение оптимизма.

Источник: Продюсерский центр PRimavera PRomo



Все новости театров   Балет Нью-Джерси : история, традиции и новаторство

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100