театры | новости театров |

Густав Малер - Собрание сочинений

12:35:29, 01 декабря 2009

4 декабря в рамках цикла, посвященного 150-летию со дня рождения Густава МАЛЕРА, в Большом зале филармонии будут исполнены  его сочинения: кантата для солистов, хора и оркестра «Жалобная песнь» (часть 1 «Лесная сказка») и Симфония №1. Исполнители: АКАДЕМИЧЕСКИЙ СМИФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии, Петербургский камерный хор и Хор Смольного собора, солисты Ольга ТРИФОНОВА, Галина СИДОРЕНКО, Александр ТИМЧЕНКО и Александр ГЕРГАЛОВ. Дирижер — Александр ДМИТРИЕВ.

В 1878-80 годах Густав Малер посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над своей первой серьезной работой – кантатой «Жалобная песнь». Трехчастная кантата, написанная по мотивам немецкой романтической легенды (флейта, сделанная из кости убитого рыцаря, в руках музыканта начинает играть и изобличает убийцу) была представлена Малером на соискание Бетховенской премии, но безуспешно. В «Жалобной песне»  слушатель может впервые ощутить личность композитора, и этим произведение особенно интересно. Действительно, уже в этой ранней кантате обнаруживаются такие характерные приемы зрелого стиля Малера, как сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народного песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Впоследствии композитор дважды редактировал свой юношеский опус, который в 1896 году оценил так: «произведение, в котором я стал Малером». Впоследствии в издательской и концертной практике I часть кантаты, «Лесная сказка», приобрела статус самостоятельного произведения.

Первая симфония Малера стоит особняком от других его крупных произведений. В ней можно заметить некий налет романтизма, стремления к идеалу. Работа над ней началась примерно в одно время с первым вокальным циклом «Песни странствующего подмастерья». Содержание «Песен», повествующих о несчастной, мучительной любви, было автобиографическим. Этот цикл и стал основой симфонии: вся первая часть ее — по существу развитие второй из песен, «Шел я нынче утром»; четвертая и последняя, «Голубые глазки» — звучит в медленной части. При этом сам Малер указывал, что «симфония не ограничивается любовной историей… это внешнее событие послужило толчком к созданию симфонии, но не составляет ее содержания». Здесь вполне уместно вспомнить, как отзывался о Густаве Малере Дмитрий Шостакович, в чем-то продолжатель его творческой линии. В кратком предисловии к сборнику писем и воспоминаний о великом австрийском музыканте Шостакович пишет: «Что пленяет в его музыке? Прежде всего - глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проник в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии, «Песни странствующего подмастерья», «Песни об умерших детях», грандиозную «Песнь о земле». Он близок нам своим гуманизмом, своей народностью...»



Все новости театров   Густав Малер - Собрание сочинений

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100