театры | новости театров |

Театр, рожденный в блокаду

17:03:55, 18 января 2010

27 января вся Россия будет отмечать день снятия блокады Ленинграда. Наш театр им.В.Ф.Комиссаржевской напрямую связан с этой датой. В культурном пространстве нашего города Театр им. В.Ф.Комиссаржевской имеет особое значение. Рожденный в 1942 году, в период блокады, Городской театр зрители почти сразу окрестили Блокадным. Сама аура этого здания заставляет  помнить о многом. В середине Х1Х в. на Невском проспекте  купцы построили Пассаж с Концертным залом, с 1904 по 1906 г. - здесь был театр Веры Федоровны Комиссаржевской, чье имя он носит с 1959 года, до начала блокады здесь был театр Сергея Радлова.

18 октября 1942 года, в осажденном городе - беспрецедентный случай в мировой истории! – открылся новый Городской театр, труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий,  режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов. Газета «Правда» опубликовала пьесу К. Симонова «Русские люди», которая прозвучала на Ленинградском радио. Посыпались письма с просьбой повторить, и вскоре спектакль  перенесли на сцену. Так родился наш театр.

 «Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих  спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах». («Известия»). Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Осенью 1944 г. театр переехал в «Пассаж» и стал называться Ленинградским  драматическим.

Спектакли начинались в 17 часов, чтобы зрители успели вернуться домой до комендантского часа. Если начинался артобстрел, все спускались в бомбоубежище, потом возвращались на свои места, и спектакль продолжался. Если  гас свет, зрители  направляли свои фонарики на сцену – и под этим освещением шел спектакль. Первым директором и режиссером был С. Морщихин. Во время блокады здесь шли спектакли: - «Русские люди»и  «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Кац

Из истории театра и здания:
В самом  центре Петербурга, на площади  Искусств, стоит ГАДТ им. В. Ф. Комиссаржевской. Рядом - Русский музей и Малый оперный театр, Музей этнографии и Михайловский замок. Необычна история этого театра, как необычна история самого здания Пассажа, в котором он помещается.

Когда-то театр назывался  «Пассаж». В 1846 году по уникальному проекту архитектора К. Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом галереей, где разместились магазины, кондитерские, кабинет восковых фигур, анатомический музей и концертный зал. С той   поры петербуржцы не зависели от скверной балтийской погоды и любовно назвали Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые». Здесь, в 1860-х годах в театральном зале устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли  спектакли. В одной из постановок  комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся»  принял участие сам  автор.

В 1900 годах Пассаж был перестроен и потерял прежний облик, но театральный зал в целом сохранил  первоначальный замысел. Лишь вход в театр и кассовый  вестибюль  подверглись  реконструкции: прежде зрители попадали в него из торгового зала «Пассажа».

 С начала ХХ века история театрального зала   связана с именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув сцену Александринского театра, она открыла в 1904 году собственный Новый драматический театр, где играла современных героинь пьес Г. Ибсена, М. Горького. Именно поэтому рожденный в 1942 году, в блокадном Ленинграде и обосновавшийся в театральном зале Пассажа, новый Городской театр получил в 1959 г. имя Веры Комиссаржевской. В его кулисах смешались разные театральные времена и события, а  память о всех работавших на этой сцене актерах и режиссерах бережно хранится и поныне. Это  режиссеры Леонид Вивьен и  Сергей Радлов, Владимир Кожич и  Борис Зон. Актеры Елизавета Грановская, Владимир Честноков, Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Иван Дмитриев, Игорь Дмитриев, Станислав Ландграф...

С 1966 года и на протяжение 25 лет театром  руководил  ученик Л. Вивьена и Г. Товстоногова Рубен Сергеевич Агамирзян, народный артист СССР. Его знаменитая постановка трилогии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала таким же символом театра, как «Чайка»  МХАТа. Именно в этот период театр обрел творческое лицо,  определил свой  уникальный путь в искусстве. Театр «гремел» по стране своими новаторскими, остро публицистическими  постановками современных пьес.

После смерти  Агамирзяна, в 1991 г., началась другая жизнь  не только  для театра, - для всей страны. Возникла масса сложностей финансового, этического характера. Театр  перестал быть идеологическим инструментом государства и потому перестал его интересовать. Финансовое давление оказалось  сильнее былой цензуры. Нужно  было  думать о спонсорстве, о меценатстве, о выживании театра в новых условиях. В 1990-х г. почти исчез зритель. Сегодня  картина  качественно изменилась. Зритель ходит на все наши спектакли, - интеллектуальные и развлекательные. Сейчас в театре огромная  проблема – актеры перестали  хотеть играть, они  хотят сниматься в кино, в рекламе, играть в антрепризах или других театрах за другие деньги.  Все они  стоят перед дилеммой -  делать судьбу или деньги. А это чаще  всего не одно и то же.

Наши ведущие  актеры – Галина Короткевич, Тамара Абросимова, Наталья Орлова, Валентина Панина, Наталья Четверикова, Иван Краско, Борис Соколов, Ефим Каменецкий, Георгий Корольчук, Евгений Иванов, Александр Вонтов - истинные люди театра. Театр открыл имя болгарина Александра Морфова,  и сегодня здесь идет пять его спектаклей: «Буря» и «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира, «Дон Жуан» Ж.- Б. Мольера,– лауреаты и номинанты высших театральных премий Петербурга и страны, «Ваал» Б.Брехта и недавняя премьера  «Мыльные ангелы» по мотивам пьесы Э.Кинтеро «Тощий приз». 

В наступившем году премьеры пойдут одна за другой: Виктор Крамер репетирует «Сиротливый Запад» М. Макдонаха. На Малой сцене репетируется пьеса питерского драматурга М. Тульчинской «Страсти  по старому дивану». 

5 марта состоится премьера по известной пьесе А.Островского «Доходное место». Его режиссер, Лауреат Государственной премии Игорь Коняев хорошо известен в театральном мире. Режиссер заразил своим замыслом весь театр, и я очень надеюсь, что после премьеры к нам присоединится  и зритель,  для которого все это  и делается…    



Все новости театров   Театр, рожденный в блокаду

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100