театры | новости театров |

Детские дневные концерты

18:38:02, 08 февраля 2010

20 и 21 февраля в 15 часов в Большом зале филармонии состоятся концерты для детей и их родителей. 20 февраля петербургский музыковед Наталия Энтелис расскажет самым маленьким слушателям русские народные сказки. А Спб.Государственный академический симфонический оркестр ипод управлением Станислава КОЧАНОВСКОГО исполнит «Байку про Лису, Петуха, Кота да Барана» СТРАВИНСКОГО, «Бабу Ягу» ДАРГОМЫЖСКОГО и «Зачарованное царство» ЧЕРЕПНИНА.

«Байка про Лису» Стравинского принадлежит к этапу в жизни композитора, когда в годы 1-й мировой войны он вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для Стравнского роль русского фольклорного начала, но трактовал он это уже по-новому. Одно из наиболее ярких сочинений, завершившее "русский период" творчества композитора, — пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская). Музыка к спектаклю создавалась с расчетом на синтетическое представление, включающее хореографическое действие как один из компонентов спектакля. "Байка про Лису...", выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены. 

В течение долгих лет имя А.Н. Даргомыжского связывалось исключительно с операми «Русалка» (1856) и «Каменный гость» (1966). В них Даргомыжский обрел свой новаторский стиль: мелодические речитативы и опора на жанр бытовой психологической драмы. Между созданием опер в творчестве Даргомыжского  появились симфонические пьесы, и среди них, зажигательная фантазия "Баба-яга" (1862), имеющая второе название «С Волги на Ригу».

Имя Н.Н.Черепнина не так широко известно любителям музыки, однако этот композитор был интереснейшей, типичной фигурой своего времени. Потомок старинного дворянского рода, Черепнин окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, а в 1898 Петербургскую консерваторию по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова. Благодаря семейным связям (через свою жену – М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, – будущий «Мир искусства», став в нем «экспертом» по музыкальной части. Его балет «Павильон Армиды», поставленный совместно с Бенуа и М.М.Фокиным в Мариинском театре, 1907, стал культовым спектаклем своего времени.  По своему «музыкальному происхождению» Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова, учитель С.С.Прокофьева); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, – в таких, например, сочинениях,  как симфонические поэмы по мотивам русских сказок – Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), Кроме того, он – один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в  его редакции неоконченной оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (Монте-Карло, 1922). Умер в эмиграции, в Париже в 1925 году.

21 февраля дневной концерт в Большом зале посвящен «Разным историям для детей и их родителей». В программе «Лавка чудес», названной так же, как балет РЕСПИГИ, сюита из которой будет исполнена в первом отделении концерта, так же прозвучат фрагменты их оперы ПРОКОФЕВА «Любовь к трем апельсинам». ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВОМ РОССИИ дирижирует максим АЛЕКСЕЕВ, истории рассказывает Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ.

Балет «Лавка чудес» был написан итальянским композитором Отторино Респиги на основе музыки фортепианных пьес Дж.Россини  по заказу Дягилева  и   поставлен Леонидом Мясиным труппой Русского балета в Лондоне в 1919 году. По сюжету спектакля   куклы и их Хозяин безудержно радуются, что надули толстосумов-покупателей, которые выложили солидные суммы за чудесно танцующие игрушки, а получили – пустые коробки...

Тем же, 1919 годом датируется и первая комическая опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Ее замысел связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок. Название балета заимствовано из сказки Карло Гоцци, кроме того Вс. Мейерхольд в 50-е годы издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». В первом номере этого журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку сказки Гоцци. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Необычной была сценическая часть, сочетающая три разных плана действия. Первый — сказочные персонажи: Принц, Труффальдино. Второй — подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана. И, наконец, -Чудаки, комментирующие развитие интриги.



Все новости театров   Детские дневные концерты

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100