театры | новости театров |

Спектакль "Нижинский" в театре им. В. Ф. Комиссаржевской

11:10:30, 12 июля 2010

28 июля в 19.00 на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской...

Спектакль «Нижинский» - совместный проект Санкт-Петербургского Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской и Театральной компании «Д.Ж.Е.М.». Спектакль посвящен 100-летию Дягилевских сезонов. Спектакль «Нижинский», посвященный великому танцовщику Вацлаву Нижинскому, состоит из двух частей.   

Первая часть «Чувство» создана по дневникам великого танцовщика, где находят отражение фрагменты личной жизни Нижинского, его отношения с Дягиливым, с женой Ромолой. Вражда со всем миром, трагические события двадцатого века, первая мировая война и революция в России, непростые отношения с Богом, расстройство личности и как итог - психиатрическая лечебница. Исследователи творчества Нижинского до сих пор спорят, сошел ли он с ума или лишь симулировал безумие, дабы не общаться с человечеством.
Автор идеи и режиссер – Ольга Обуховская. Актерский состав: н.а.России Фарух Рузиматов, з.а.России Борис Ивушин, Ольга Обуховская, Сергей Янковский и артисты балета

Вторая часть «Соло» - премьера сольной программы звезды мирового балета Фаруха Рузиматова на музыку И.С.Баха.Эти два имени связывает необычайный, трагический талант. Именно они заставили забыть о вспомогательной роли мужчин в балете. Оба танцовщика совершили переворот в мужском танце и хореографии и нередко были первыми исполнителями новых партий.

Вацлав Нижинский и Фарух РузиматовИстория жизни гениального танцовщика Вацлава Нижинского – одна из загадочных страниц летописи балета. Его «звезду» открыл и показал миру знаменитый Сергей Дягилев, но именно он сделал все для того, чтобы судьба Вацлава Нижинского оказалась столь трагичной…
Творческая жизнь Фаруха Рузиматова кажется более благополучной, тем не менее, в судьбе этого артиста были свои взлеты и падения, ошибки и невероятные зигзаги.
Также, как и Вацлав Нижинский, в 18 лет его приняли в труппу Мариинского театра, где он, как и Нижинский, танцевал «Шопениану», «Шехеразаду», «Жизель» и пр.
Оба танцовщика совершили переворот в мужском танце и хореографии, заставив забыть о нелестном определении мужчин в балете, как «костылей» для ведущих исполнительниц главных партий. Оба были нередко были первыми исполнителями новых партий.

Народный артист России Фарух Рузиматов родился в 1963 году в Ташкенте. Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой и с 1981 года был принят в состав труппы Мариинского театра. Западная пресса, изощряясь в придумывании комплиментов премьеру Мариинского театра, называла его «танцующим леопардом» (Британия), «золотым танцовщиком века» (Америка), scene animal (Япония). Анастасия Волочкова, которая часто называет Рузиматова одним из своих любимых партнеров, уверена: «Фарух – это мужчина удивительной красоты. Такое открытое лицо и спокойная доброжелательная улыбка, как у него, могут принадлежать только благородному человеку».
Фарух Рузиматов исполнил ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара, сотрудничал с труппой American Ballet Theatre, создал Фонд «Возрождение танцевального искусства» (www.ruzimatov.ru) для реализации российских и международных проектов в области классического балета, сохранения классического и современного наследия балетного театра. В 2007 г. Фарух Рузиматов решился на эксперимент и стал художественным руководителем балета Михайловского театра. За время работы Фаруха Рузиматова в этой должности (2007-2009 гг.) труппа подготовила ряд новых постановок, успешно выступила в Лондоне, Венеции, Токио и других городах Японии, театр был номинирован на высшую британскую премию в области танцевального искусства (National Dance Awards).

Говоря о Нижинском и Рузиматове, которых разделяет столетие, нельзя не заметить, что внешность Нижинского можно назвать ангельской – в нем сочеталась какая-то детскость и наивность большого красивого ребенка. Внешность Фаруха многие называли демонической. Не случайно именно на него был поставлен спектакль о Григории Распутине. Но в танце каждый из них  открывал то, что каждый раз удивляло публику.

Вацлав Нижинский родился в Киеве, похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Он прожил 61 год, 33 из которых находился в безумии.
Он окончил Петербургское театральное училище, был принят в труппу Мариинского театра и почти сразу приглашен Сергеем Дягилевым для участия в знаменитом балетном сезоне 1909 года, где внезапно прославился. Критики называли его «восьмым чудом света», великая Сара Бернар назвала его гением. «Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…» — писал о Нижинском французский сюрреалист Жан Кокто.
Нижинский стал открытием Дягилева, первым танцовщиком, а потом и хореографом труппы. «Весна священная», написанная Стравинским в атональной системе и хореографически построенная Нижинским на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Остались воспоминания о «летающем» Нижинском. Он обладал способностью буквально «зависать» в воздухе. Во время прыжка он мог сделать более десяти вращений, расстояние от авансцены до задника Вацлав покрывал одним прыжком.
Личная судьба Нежинского, тесно переплелась с творческой и оказалась по-настоящему трагичной. В дом Дягилева  Нижинского привел Бакст. Сергей Дягилев, будучи на двадцать лет старше Вацлава, очень быстро смог пробиться сквозь замкнутость юноши и сделать его личной собственностью. О нетрадиционной сексуальной ориентации Дягилева знали все. Наверное, знал о ней и Нижинский. Но, познакомившись с Дягилевым,  в свои 19 лет он не смог сопротивляться его мощной энергии. Они стали близкими друзьями и везде появлялись вместе. К «Русским сезонам» 1909 года были подготовлены специальные балеты, которые поставил Михаил Фокин. Главные партии в них танцевал Вацлав Нижинский. В считанные дни он стал звездой первой величины мирового масштаба.
Молодая венгерская красавица Рамола, дочь примадонны главного венгерского театра, впервые увидев выступление труппы Дягилева в 1912 году в Будапеште, влюбилась стразу и навсегда. Именно она сумела сломать золотую клетку, куда посадил гениального танцовщика Дягилев. Через год она стала членом труппы и, поехав вместе со всеми (за исключением Дягилева) на пароходе в Южную Америку, вышла на берег уже невестой Нижинского. Судьба танцовщика была решена, Дягилев разорвал с ним всяческие отношения, революция и Первая мировая война разлучила Нижинского с родиной, и через некоторое время мозг гения начал погружаться в темноту…Начались приступы шизофрении, по свидетельствам некоторых современников и исследователей – наследственной болезни в семье Нижинских. Все 33 года безумия Рамола не оставляла мужа – он умер у нее на руках в 1950 году в Лондоне…



Все новости театров   Спектакль "Нижинский" в театре им. В. Ф. Комиссаржевской

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100