театры | новости театров |

Труби в рога: гони француза!

14:16:01, 12 ноября 2012

«…Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,
Чьи шпаги весело звенели и голоса, и голоса!»

В год 200-летнего юбилея победы российских войск в Отечественной войне 1812 года до нас доносятся реальные звуки ТЕХ баталий, под которые шли в атаку русские войска…

Это стало возможным благодаря уникальному проекту Российского Рогового Оркестра (РРО) «Трубы Победы», реализованному под эгидой Министерства Культуры РФ и группы компаний «КРОНДЕ» – генерального партнера РРО. Военные марши впервые в истории мировой звукозаписи изданы в аутентичном роговом звучании.


9 декабря 2012 года в 19.00 концерт пройдет в Малом зале Филармонии.

13 декабря 2012 года в 19.00 концерт пройдет на сцене БКЗ «Октябрьский».

 

Один человек – одна нота!

Но обо всем по порядку. Шел 1752 год. Гофмаршал Нарышкин решил позабавить императрицу Елизавету во время охоты музыкальной новинкой, которую в полном составе привез с собой из Петербурга и спрятал в лесу. Звуки необычайной красоты внезапно донеслись до ушей императрицы и гостей и пленили всех. Так и появился первый в России штатный роговой оркестр. Игра на рогах требовала от музыкантов огромного внимания и напряжения легких. Играя много лет одну и ту же ноту, крепостной превращался в «живую клавишу». Музыкантов нередко кликали по названию ноты: «нарышкинский До», «шереметьевский Фа-диез» или «Си-бемоль».

Это необычное явление – роговые оркестры – практически сразу получило бально-придворный статус. Со временем модная забава превратилась в искусство, но с отменой крепостного права исчезла. До начала 21 века традиция роговых оркестров считалась безвозвратно утерянной. А возродил ее в наше время валторнист Сергей Поляничко: в 2006 году он основал Российский Роговой Оркестр, но, разумеется, уже без участия крепостных! Оказалось, что прежнюю дисциплину и муштру может заменить любовь к делу, любовь к самому звучанию рога. В прошлом году РРО был внесен в Книгу рекордов России и номинирован на запись в Книгу рекордов Гиннеса.

 «Основной принцип игры на роговом инструменте, который мы взяли из 18 века и сохранили: один человек может играть только одну ноту, а зрители зачастую об этом даже не догадываются, настолько слаженно играют музыканты», – делится Сергей.

Где сегодня создаются эти диковинные инструменты? В 2011 году при поддержке генерального партнера оркестра ГК «КРОНДЕ» была основана «Мастерская KRONDE» – единственная в мире мастерская по изготовлению роговых инструментов. Владимир Головешко – один из немногих музыкантов в мире, освоивших искусство аранжировки «роговых» партитур. Именно он в свое время изготовил комплект из 74 инструментов для РРО.

Владимир рассказывает: «В музее музыки дворца графа Шереметьева есть подлинный, но, увы, неполный комплект роговых инструментов. Играть на них невозможно: виной тому неудачная реставрация неизвестного мастера, в результате которой была нарушена конструкция рогов. Я исследовал все музейные экспонаты и пришёл к выводу, что нужно делать свой комплект по собственным чертежам. Два года трудился над этим проектом: разрабатывал чертежи, конуса, формы мундштуков, высчитывал миллиметры во всех конструкциях».

- В чем особенность изготовления музыкальных рогов?
- Это полностью ручная работа. В обыкновенной небольшой комнате я положил на пол два двухметровых бруска и стал смотреть на них сверху: какой же подойдет для рога? Определился. Мы заказали металлическую оправку, закупили металл и оборудование. Признаться, процесс изготовления рогов – долгий и требующий терпения.

- А секрет сплава и метод обжига инструментов?
- Тайна «за семью печатями»! (смеется)

- Какие голоса у ваших инструментов?
- Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания и дают возможность варьировать высоту строя «Ля» в диапазоне от 430 до 442 Герц. Кстати, самый большой инструмент, который мы берем на концерты  – под 3 метра в длину. Это
нота «до».

- Что ждет роговую музыку в России?
- Рог как инструмент, издающий один – основной – тон (хотя присутствуют обертона), может научить музыкальной концепции, о которой не знают большинство педагогов и профессоров. Это совершенно иной уровень подготовки музыканта-духовика… А вы знаете, что по исследованиям НИЦ музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека? А это так!
Роговые инструменты должны появиться в музыкальных школах России: для этого потребуется огромное количество рогов!

Кто сегодня дует в «Трубы Победы»?

В начале 19 века не существовало военных духовых оркестров в современном их представлении. Военная парадная музыка исполнялась исключительно роговыми оркестрами. Проект «Трубы Победы» – это уникальная воссозданная коллекция военных маршей русской армии и гвардии той эпохи, реальные звуки войны 1812 года!

 «Проект стал ненавязчивым и живым способом привить молодым слушателям уважение к героям войны 1812-го и в целом вдумчивое отношение к отечественной истории», – рассуждает руководитель РРО Сергей Поляничко.

Реализация проекта «Трубы Победы» потребовала нескольких лет огромных усилий, энергии, целеустремленности – ведь ни аранжировок для роговых инструментов, ни даже элементарно нот многих маршей не было! Российским Роговым Оркестром и группой «КРОНДЕ» была проведена огромная работа по поиску музыкального материала в архивах, созданию партитур, организации репетиций и сложнейшей студийной записи.

Помимо музыкального альбома в проект входят еще две составляющие: книга петербургского историка Бориса Кипниса, посвященная перипетиям Отечественной войны и государственным интригам и ключевым персонажам того времени, и программа лекций-концертов, с которыми Российский Роговой Оркестр гастролирует по России и за рубежом. 

Кстати, до Нового Года фестивальные концерты состоятся в Русском географическом обществе, Санкт-Петербургской филармонии, БКЗ «Октябрьский». Яркий видеоряд, захватывающий рассказ историка  и  бархатный   тембр  рогового оркестра, подобно машине времени,  перенесут зрителя  в Европу начала 19 века.

Ирина Захарова



Все новости театров   Труби в рога: гони француза!

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100