театры | новости театров |

Руководитель капеллы «Золотой век Александр Листратов: «Барокко - лучшая музыка в истории человечества»

17:11:40, 29 января 2013

8 февраля в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии пройдет концерт «Посвящение Карлу Филиппу Эммануилу Баху». Творческое наследие самого известного из сыновей И. С. Баха представят музыканты барочной капеллы «Золотой Век». Ее руководитель Александр Листратов рассказал о предстоящем выступлении.

- Александр, как легко можно понять из названия коллектива, он специализируется на музыке барокко. Как объясняется этот выбор?
- На мой вкус, это лучшая музыка в истории человечества. Мне кажется, барокко – это пик музыкальной культуры. В барочной музыке люди разных взглядов и вкусов могут найти всё, что хочется, всё, что им нужно. Здесь есть и драйв, и чувственность, и ощутимая интеллектуальная составляющая, есть и масштаб, и камерность. Для меня лично эта музыка романтичнее любой романтики. Она проникает в самые глубины сердца человека.

- С чего началась история «Золотого века»?
- Все началось с баховского фестиваля, проходившего в московской консерватории в 2005 г. Под этот фестиваль мы собрали состав. Сыграли Двадцать девятую кантату Баха. Следующим нашим опытом стало исполнение Сто тридцать третьей кантаты Баха — уже на аутентичных инструментах, то есть на тех инструментах, которые были в ходу до начала XIX в. (барочная виолончель, барочная скрипка, поперечная флейта-траверсо, клавесин и др.).

- Готова ли публика в России к аутентичной музыке и к барокко в частности?
- Сейчас аутентизм, т. е. стремление играть музыкальные произведения «так, как они задумывались и писались», становится довольно модным популярным течением. Достаточно вспомнить фестиваль Earlymusic, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Во всяком случае, исчезает некоторая настороженность в восприятии такой музыки. Мне кажется, музыка барокко, в том числе аутентично исполняемая, гораздо легче воспринимается, нежели всем привычная академическая. После концерта устроители и публика нам обычно говорят: мы и не предполагали, что это так интересно.

- Музыкальный материал вы где берете?
- Всякий раз по-разному. У барокко тоже есть пласт общеизвестной музыки. Но всегда хочется сыграть что-то нетиражируемое, духовную музыку, например, католические мессы. Или малоизвестные шедевры русского барокко: скажем, вещи Ивана Хандошкина, которого, кстати, знают и любят за границей, или Василия Титова. Особое наслаждение играть совсем неизвестные вещи, то, что кто-то нашел в архивах. 

- Есть ли в России, в Европе, в мире, наконец, какое-то профессиональное сообщество музыкантов, играющих барокко?
- С этим трудно, особенно в нашей стране, потому что существует конкуренция, соперничество за внимание публики и спонсоров. Кроме того, есть разница и в эстетике, во взглядах на то, как должна исполняться аутентичная музыка, на то, что такое барокко. Успех исполнителя и какого-то музыкального коллектива часто зависит от совершенно немузыкальных факторов, от «раскрученности». Понятно, что часто люди «раскрученные» ниже по своему исполнительскому уровню, нежели действительно талантливые музыканты, находящиеся в творческом поиске и не озабоченные дешевой известностью. Эта проблема точно так же, как и у нас, существует и в Англии, и в Германии, и во Франции. Итальянский барочный ансамбль «Il Giardino Armonico» был создан в 1984 г., а стал по-настоящему известен – в 1994г.

- Понятно, что, по слову поэта, певец сам выбирает себе источник вдохновения, но если бы Вас спросили, почему именно Карл Филипп Эммануил Бах – что бы вы ответили?
- Для меня несомненно, что Карл Филипп Эммануил Бах — самый великий, если так можно выразиться, композитор из всех сыновей Баха (хотя Иоганн Себастьян Бах считал одарённее всех своего старшего сына Вильгельма Фридемана). Он гениальный продолжатель традиций Баха-отца и первооткрыватель новых путей в развитии музыки. Для меня он стоит в одном ряду с такими гениями XVIII в., как Моцарт и Гайдн. В его произведениях потрясает сочетание чувственности, сентиментальности и интеллектуальной отстроенности, художественные принципы барокко у него искуснейшим образом переливаются в принципы рококо и классицизма. Для нас это вызов. Карл Филипп Эммануил писал виртуозную, трудную для исполнения музыку. Умение стильно сыграть такую музыку является показателем класса, как солиста, так и музыкального коллектива.

На концерте будут исполняться три клавирных концерта с оркестром, соната для скрипки и клавесина и концерт для виолончели с оркестром. То есть мы попытаемся максимально разнообразно, насколько это позволяет формат концерта, представить творчество К. Ф. Э. Баха. Думаю, в этой музыке будут слышны не только блестящая стилистика королевского двора XVIII, но также чувства (романтизм, порывистость, незащищённость), которые очень понятны нашим современникам.

Вопросы: Сергей Князев
 



Все новости театров   Руководитель капеллы «Золотой век Александр Листратов: «Барокко - лучшая музыка в истории человечества»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100