театры | новости театров |

Мини-фестиваль "Два дня польской музыки"

11:19:15, 20 февраля 2013

БЗФ представляет мини-фестиваль «Два дня польской музыки». 23 и 24 февраля здесь прозвучат сочинения выдающихся польских композиторов  - классиков ХХ века  Кшиштофа Пендерецкого и Витольда Лютославского.  Первый из концертов посвящен творчеству Пендерецкого, причем валторновый концерт «Зимний путь» и Три китайские песни для голоса с оркестром прозвучат в нашем городе впервые. Третья симфония, завершающая монографическую программу,  уже известна любителям музыки. Она была закончена к 1995 и на ее сочинение композитор потратил семь лет, успев в те же годы написать еще две симфонии (Четвертую и Пятую). По словам Кшиштофа Пендерецкого, к середине 70-х годов прошлого века он уходит от авангардизма, которому отдал щедрую дань в предыдущее десятилетие; работы Пендерецкого становятся все более простыми по языку. В этот период автор ориентируется на творчество титанов ХХ века — Густава Малера, Белы Бартока, Сергея Прокофьева, и, в особенности, Дмитрия Шостаковича. Крупная пятичастная композиция с центральной частью - трагической Пассакалией в духе Шостаковича - ставит Третью симфонию Пендерецкого в ряд выдающихся музыкальных памятников трагической истории прошлого века.

Программой продирижирует ее автор, Кшиштоф Пендерецкий, которому  в этом году исполняется 80 лет.  Уроженец Краковского предместья, Пендерецкий провел в Кракове свою юность, учась в музыкальной академии и в Университете. Свои ранние работы, «Меры времени и тишины», «Плач памяти жертв Хиросимы» (премия ЮНЕСКО, 1961), «Полиморфия», Dies irae (премия Италии, 1968), Страсти по Луке (премия земли Северный Рейн-Вестфалия, 1966 и премия Италии, 1967) имевшие несомненный успех, Пендерецкий  посвящает экспериментам с сонористикой, атональностью и авангардными формами.

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века, и остается одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня. К празднованию 3000-летнего юбилея Вечного города маэстро пишет ораторию «Семь врат Иерусалима» (сочинение, под звуки которого в 2001 году в Петербурге были открыты Царские врата Эрмитажа); маэстро заказана музыка для церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года. Почти все сочинения Пендерецкого выпущены на пластинках и компакт-дисках, они входили и входят в репертуар великих дирижеров  Герберта фон Караяна, Пьера Булеза, Зубина Меты.

Витольд Лютославский, чьи сочинения прозвучат 24 февраля, учился у Витольда Малишевского, ученика Римского-Корсакова. Лютославский считал последнего «вершиной музыки», также среди его кумиров были Фредерик Шопен и Людвиг ван Бетховен. Лютославский неоднократно повторял, что сочиняет такую музыку, какую сам хотел бы услышать.

Одно из самых важных сочинений Витольда Лютославского, его визитная карточка во всеобщем восприятии, — Концерт для оркестра: его исполнение на I Международном фестивале современной музыки «Варшавская осень» в 1956 году положило начало международной карьере композитора. Для немцев это сочинение стало подобно  «Маленькой ночной серенаде»: фрагмент Концерта, точно так же усвоенный и распознаваемый, как серенада Моцарта, был сигналом популярной радиопередачи.

Музыка Лютославского отличается концертным блеском, в ней ярко выражен элемент виртуозности. Концерт для фортепиано с оркестром (1988) продолжает линию блестящего романтического пианизма „большого стиля“.  Среди первых исполнителей инструментальных концертов Лютославского были Мстислав Ростропович, Кристиан Цимерман и Анне-Софи Муттер.

Продирижирует программой из сочинений Витольда Лютославского главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Феликс Коробов.
Дирижерскую карьеру он начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России. В дальнейшем  в течение трех сезонов совмещал должность главного дирижера в двух ведущих московских  оперных театрах -  Музыкальном им. Станиславского и Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» им.Е. Колобова.

Солисткой в фортепианном концерте Лютославского выступит Эва Поблоцка – одна из самых известных польских пианисток.  Выпускница Музыкальной Академии в Гданьске, Поблоцка  завоевала высшие награды на конкурсах в Верчелли, Бордо и Варшаве. Она выступала по всей Европе, в Северной и Южной Америках, Сингапуре, Корее, Японии и Австралии, выходила на сцену таких известных залов как Геркулес-Зал в Мюнхене, Musikhalle в Гамбурге, Auditorio Nacional в Мадриде, Barbican Centre и Wigmore Hall в Лондоне, Музикверейн в Вене, Линкольн-Центр в Нью-Йорке и Студия Гленна Гульда в Торонто.

Концерт из произведений Витольда Лютославского посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения композитора.

Фестиваль прохойдет при поддержке Генерального консульства  Республики Польша, Польского института в Санкт-Петербурге и Института Адама Мицкевича (Варшава)

 



Все новости театров   Мини-фестиваль "Два дня польской музыки"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100