театры | новости театров |

Юбилей художественного руководителя Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора Новикова

10:33:58, 20 марта 2013

Дорогие друзья! 23 марта Театр им.В.Ф.Комиссаржевской с большой радостью отмечает юбилей своего художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Виктора Новикова. 25 лет он был правой рукой Рубена Агамирзяна, и вот уже 23-й год сам руководит родным театром. В интересное для театра время Виктор Новиков стал завлитом, «правой рукой» известного режиссера Рубена Агамирзяна. В театре им.В.Ф.Комиссаржевской начина¬ли свою творческую деятельность Кама Гинкас, Линцевичус, Эдуард Кочергин.

Эдуард Кочергин
: «Я работал с Виктором Новиковым четыре года. Он пришел в театр очень молодым человеком и верой и правдой ему служил. Агамирзян окружал молодыми людьми (режиссерами, актерами), в завлиты  взял  мальчишку. Я тоже был в те годы молодым. Думаю, приглашение молодых режиссеров (Юлик Дворкин, Кама Гинкас и пр.) проходило не без влияния Новикова, потому что это все были его сокурсники - со всеми этими ребятами он учился, дружил. Его талант собирать, сдруживать людей был очень кстати молодому театру. Так что он практически  делал политику театра, был его идеологом, а не сухим театроведом, человеком, интересующимся и способствующим творческому процессу… В силу своего таланта коммуникабельности мог со всеми договориться. Я считаю, что  на протяжении многих лет театральную политику в городе  во многом определял Виктор. Он складывал  общественное мнение вокруг театра, потому что  театр – это, прежде всего, среда. Если возникает общая среда артистов, режиссеров, театроведов, критиков, друзей театра, писателей, драматургов,  - то возникает и философия театра. Сейчас, спустя время, я могу с ответственностью сказать: Виктор - один из значительных родителей театральной культуры города. Оглянитесь вокруг: таких мало. Виктор  вырос на спектаклях театра, он создатель атмосферы и имиджа театра».

Именно Новикову во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру  имя Григория Горина: здесь, на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего  драматурга, ставшего близким другом Новикова. Не случайно лучшие драматурги  1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию главного режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА, театральный критик:

При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов (вроде А. Белинского), он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. Нашел в Болгарии  и уговорил стать главным приглашенным режиссером Александра Морфова. Оригинальная фигура, совершенно не похожая на питерских коллег, полюбилась и труппе, и зрителям, и даже критикам. Результат – «Золотые софиты» и «Золотые маски», появившиеся в коллекции театра. Помимо заграничных кадров к сотрудничеству привлекались В. Фильштинский, В. Крамер, И. Коняев, а также вчерашние студенты, вроде П.Шерешевского, С.Каргина, С. Александровского. В нынешнем сезоне самым многообещающим оказался режиссерский дебют в «Комиссаржевке» А. Баргмана, уже завоевавшего здесь авторитет в качестве исполнителя главных ролей в «Дон Жуане», «Ваале», «Сиротливом Западе». И все время норовит обжечься – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах, то о режиссера с бульварной репутацией.

Завлит, ставший во главе театра, – примета нового времени. В Питере таких несколько, и, надо признать, это не худший вариант театральной модели. По мере того, как интендантский театр вытесняет институт худруков-режиссеров, бывшие завлиты как люди просвещенные и креативные, этот процесс смягчают и облагораживают, не позволяя театру стать на одну доску с химчисткой и прачечной».

После смерти мастера, в 1991 году Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого явления, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический». Виктор Новиков открыл России имя болгарского режиссера Александра Морфова, поставившего на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской пять спектаклей, каждый из которых удостоился высоких театральных премий и побывал на престижных международных фестивалях.

Давид Смелянский: «Виктор Абрамович приглашает на постановки режиссеров из разных стран, занимаясь поисками не эпатажных, а новых имен.  Его любовь к театру им.В.Ф.Комиссаржевской бесконечна и бескорыстна. О нем можно говорить только как о Человеке театра, и я считаю его одним из самых выдающихся театральных деятелей этой страны. 25 лет он служил верой и правдой Рубену Агамирзяну, и вот уже более 20 лет ежедневно он борется с жизнью за то, чтобы театр им.В.Ф.Комиссаржевской достойно существовал»

Театр – лауреат и номинант самых престижных театральных премий. География гастролей театра весьма обширна – это Македония, Албания, Чехия, Израиль, Италия, Япония, Латвия, Литва, Германия, Америка и пр.

Георгий Тараторкин: «Виктор Новиков – это замечательный, выдающийся человек. Не так много людей театра, преданных ему, способных сохранять удивление и непрерывное желание узнать новое в том деле, в которое ты призван. А он действительно призван. Так много случайных в театре людей! А такие люди, как Витя, способны определять, кто случаен, а кто призван на эту бесконечно непростую, но радостную миссию СЛУЖЕНИЯ. Как у Блока: «Актеры, правьте ремесло, Чтобы от истины ходячей Всем стало больно и светло!» - он из тех, кто верит в мощь театра, в театр, который даже через боль и сострадание обретает свет».

В жизни каждого человека есть главные вещи. У Виктора Новикова их три: Театр, Семья и Друзья. Недаром Михаил Швыдкой назвал его «гением дружбы», и это действительно так: друзей у Виктор Абрамовича много  - известных, и не очень, из разных профессий и разных сфер деятельности. Они все для него - родные, близкие люди.

О редком умении Новикова хранить дружбу ходят легенды.

Лев Додин: «Виктор Новиков - многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжелые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков - неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа».

 
Из биографии:

Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в  театре им. В.Ф. Комиссаржевской - заведующий литературной частью. С  1991 года - художественный руководитель театра. Имеет многочисленные печатные работы, является членом Бюро Санкт-Петербургского отделения  Союза Театральных Деятелей, членом Номинационного Совета высшей  театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Заслуженный деятель искусств России.

Жена - Новикова Лариса Романовна, заслуженный работник культуры России, зам. Председателя Союза театральных деятелей С.-Петербурга.

Дочь - Новикова Катерина Викторовна, кандидат искусствоведения, начальник Пресс-службы Большого театра России.



Все новости театров   Юбилей художественного руководителя Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора Новикова

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100