театры | новости театров |

Концерт "Великие виртуозы блистательного Петербурга" в особняке графа Зубова

12:05:07, 10 апреля 2013

Концерт "Великие виртуозы блистательного Петербурга" в особняке графа Зубова

19 апреля в Российском институте истории искусств в рамках «Музыкально-литературных салонов в особняке графа П.А.Зубова» состоится концерт «Великие виртуозы блистательного Петербурга». Творчество выдающихся скрипачей XIX века Анри Вьетана и Генриха Вильгельма Эрнста, покоривших Петербург своим виртуозным искусством, а также дух, настроение эпохи и репертуар того времени откроются публике на предстоящем концерте.

Начало XIX века – эпоха быстрого расцвета публичной концертной жизни в Петербурге. Русское общество той поры даже Европу изумляло своей меломанией и музыкальностью. Восхищенные музыкальной атмосферой Северной столицы, привлеченные  неизменным вниманием публики, высокими заработками здесь оказались лучшие европейские музыканты – вокалисты и инструменталисты. В разные годы Петербург стал центром притяжения для скрипачей-виртуозов П. Роде, Л. Шпора,  виолончелиста Ф. Серве, пианистов Дж. Фильда, И.В. Гесслера, Роберта и Клары Шуман, Ф. Листа, Г.Берлиоза. Многие приезжие виртуозы оставались на службе в Петербурге и связывали свою карьеру с этим городом. Концерты устраивались в Большом (Каменном), Малом, Каменноостровском театрах, в зале Филармонического общества. Прежде чем выйти на публику, приезжие знаменитости выступали в музыкальных салонах: генерала и автора музыки гимна «Боже, царя храни» А.Ф.Львова,  и в «маленьком храме изящных искусств» (по определению Г. Берлиоза) – в доме  Михаила и Матвея  Виельгорских. На квартетных собраниях Виельгорских в качестве первой скрипки выступал Анри Вьетан, игра которого была полна  «грации и виртуозного блеска». 

Одной из самых ярких фигур того времени был Г.В. Эрнст – выдающийся исполнитель и талантливый композитор. Его гастроли в 1847 году –  одна из самых запоминающихся страниц в  истории концертов блистательного Петербурга. Музыка Эрнста  мгновенно приобрела популярность, а «Элегия» в буквальном смысле завладела сердцами слушателей, среди которых был и Ф.М. Достоевский.  По словам критика А.А.Гозенпуда, «очень может быть, что именно Элегия послужила отдаленным прообразом той скрипичной фантазии, которую в ночь смерти жены играет Ефимов в «Неточке Незвановой…».

Эрнст был одним из немногих скрипачей, овладевших секретами игры Паганини, и оказывавший, подобно великому итальянцу, магическое действие на публику. «Только Эрнст, поэтический богемец, умеет извлекать из своего инструмента столь же нежные, сладостные, истекающие кровью звуки», - написал о нем Г.Гейне. Гениальный  Паганини, «демонический» образ которого овеян легендами,  никогда не был в Петербурге, но миф о нем, охвативший всю Европу, оказал сильнейшее воздействие на скрипачей того времени. Творчество Эрнста – ярчайшее воплощение этого мифа. В стремлении постичь тайны сложной техники Паганини, Эрнст в начале своей карьеры даже снимал (тайно!) смежную с ним комнату в Марселе, чтобы подслушивать его игру. Понять неповторимое своеобразие творческого облика Эрнста в ряду современников-виртуозов помогут его опусы, которые прозвучат, наряду с произведениями Паганини, Вьетана и Бетховена. Исполнители – лауреаты международных конкурсов Семен Климашевский (скрипка), Анна Дмитриева (скрипка), Инга Дзекцер (фортепиано). Экскурс в историю музыкального Петербурга XIX века проведет старший научный сотрудник Зубовского института Галина Петрова.


  Автор текста – Галина Петрова

 Стоимость билетов: 350 – 450 руб.

Адрес: Российский институт истории искусств (Зубовский институт), Исаакиевская пл., 5

                         



Все новости театров   Концерт "Великие виртуозы блистательного Петербурга" в особняке графа Зубова

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100