театры | новости театров |

К 100-летию балета «Весна священная»: новая постановка на сцене нового театра

10:53:40, 13 мая 2013

 Первая премьера на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) - балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в постановке легендарного современного хореографа Саши Вальц. 13,14 и 15 мая.

На сегодняшний день существует более двухсот постановочных версий «Весны священной». Гениальная партитура Стравинского оказалась идеальной для балета, став неиссякаемым источником поисков хореографов. Сам композитор признавал лучшей постановку Вацлава Нижинского и скептически относился к появлению новых. При том, что балет Нижинского на премьере 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей вызвал у слушателей шок и возмущение. К культурному перевороту, которым оказался спектакль, авангардным примитивизмом бросая вызов привычной рафинированной красивости балетов дягилевской труппы, публика была не готова: бородатые мужики в длинных рубахах и лаптях, нарочито уродливые движения, тяжеловесные прыжки с приземлением на плоскую косолапую ступню, невиданный дикий пляс. Действие организовывал лишь ритм, имеющий в балете основополагающее значение, ему подчинялось все.

Публика созрела к признанию балета Стравинского лишь к 1929 году. Дягилев не без сарказма писал: «”Священная весна” имела вчера настоящий триумф. Это дурачье дошло до ее понимания. Times говорит, что Sacre для ХХ века  то же самое, что 9-я симфония Бетховена была для XIX! Наконец-то!».

Балет Нижинского вспомнили и оценили много лет спустя. Американский хореограф, специалист в области реконструкции балетов Миллисент Ходсон вместе с художником Кеннетом Арчером восстановила балет в 1987 году в труппе «Джоффри Балле». С тех пор он идет во многих странах. В Мариинском театре эта реконструкция была  осуществлена в 2003 и возобновлена в 2012 году.

В связи со столетием «Весны священной» по всему миру идут фестивали. Хореографы, по выражению Мориса Бежара «одурманенные музыкой Стравинского», по-прежнему ищут ее новые самые разные воплощения в танце.

Саша Вальц возвращается в своей «Весне священной» к ритуальности, древней обрядовости, идее жертвоприношения. Хореограф уверена, что в этой музыке «скрыта какая-то древняя мощь, она будто бы напоена силой земли. С одной стороны, я хотела подчеркнуть музыку, с другой стороны, не хотела быть ее жертвой. Музыка настолько сильна сама по себе, что мне необходимо было сохранить «независимость», автономию своего мира».

Саша Вальц – один из культовых современных хореографов. С 1993 года она руководит труппой «Sasha Waltz & Guests», которая была основана с целью интегрировать современный танец во всевозможные виды театрального искусства. Помимо организации музыкально-драматически-танцевальных проектов, Саша Вальц является и организатором культурных центров: в 1996 году она создала театр Софиензале, авангардный культурный центр, в 2006 на берегу Шпрее из заброшенной насосной станции выросла «Radyal System» — концертно-театральная база для четырех коллективов — хореографической труппы «Sasha Waltz & Guests», Берлинской Академии старинной музыки, ансамбля солистов «Калейдоскоп» и «Vocalconsort Berlin», а также площадка для многочисленных музыкальных фестивалей.

В 2000—2005 годах Саша Вальц была одним из руководителей берлинского театра Шаубюне. «Весна священная» на сцене Мариинского театра – не первая работа Саши Вальц в России. В 1998 году был осуществлен проект «На земле» (или «Das Land»), который компания «Sasha Waltz & Guests» делала вместе с шестью актерами из «Класса экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова.

Премьера «Весны священной» в Мариинском театре приурочена к 100-летию легендарного балета Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского.  В день 100-летия премьеры балета Стравинского-Нижинского 29 мая 2013 года в Театре Елисейских Полей труппа Мариинского театра и оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева представят «Весну священную» в хореографии Нижинского и в хореографии Саши Вальц.

На премьере 13, 14 и 15 мая в программе вечера – также балет Джорджа Баланчина на музыку Сергея Прокофьева «Блудный сын».

Над постановкой работают: хореограф – Саша Вальц, художник по костюмам – Бернд Cкодзиг, художники-постановщики: Пиа Майер Шривер и Саша Вальц, художник по свету – Тило Ройтер, ассистенты хореографа: Хуан Круз Диаз де Гарайо Еснаола, Люк Данберри, Антонио Руз и Яел Шнелл.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев.

 



Все новости театров   К 100-летию балета «Весна священная»: новая постановка на сцене нового театра

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100