театры | новости театров |

Открытие сезона в Капелле

18:37:59, 19 сентября 2013

27 сентября Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга открывает новый сезон. Хор и Симфонический оркестр Капеллы посвящают концерт-открытие памяти Евгения Федоровича Светланова.

6 сентября 2013 года выдающемуся советскому и российскому дирижеру исполнилось бы 85 лет. В концерте прозвучит симфоническая поэма Евгения Светланова для оркестра и женского голоса «Калина красная» памяти Василия Шукшина, а также произведения С.В. Рахманинова: оркестровая сюита «Симфонические танцы» и поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола». Солисты: заслуженная артистка России Дарья ЛЕЙБОВА, солистка Певческой капеллы (меццо-сопрано), заслуженная артистка России Марина ШАГУЧ, солистка Мариинского театра (сопрано), Отокар КЛЯЙН, солист Национальной оперы Словакии (тенор) и народный артист России Юрий ЛАПТЕВ, солист Мариинского театра (баритон). Дирижер – народный артист России Александр ЧЕРНУШЕНКО.
 

Евгений Федорович Светланов (1928-2002) – выдающееся явление в музыкальной культуре XX века. Любители музыки на всех континентах имели удовольствие видеть Светланова во главе лучших оркестров, слушать его записи, издаваемые миллионными тиражами по всему миру. Евгений Светланов возглавлял Государственный академический симфонический оркестр СССР (России) с 1965 по 2000 гг. Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижер, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Ляпунова, Аренского, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича, Стравинского, Мясковского, Хачатуряна, Вагнера, Брамса, Малера и др. В 2006 году оркестру было присвоено имя Евгения Светланова. С 1955 Светланов работал дирижером, а в 1963-1965 гг. - главным дирижером Большого театра. В Большом театре Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Фауст» Ш.Гуно, «Риголетто» Дж.Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и др. В 1992-2000 гг. Светланов был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды). В 2000-2002 гг. он вновь работал в Большом театре.

Евгений Светланов внес значительный вклад в развитие отечественной музыки не только как дирижер, но и как композитор. Его перу принадлежит множество самых разнообразных сочинений: симфонических и камерных, инструментальных и вокальных. В числе его лучших произведений - симфонические поэмы «Даугава» и «Калина красная», Симфония h-moll, Русские вариации для арфы и струнного оркестра, Поэма памяти Давида Ойстраха для скрипки с оркестром и др.

Симфоническую поэму «Калина красная» Евгений Светланов создал в 1975 году, вскоре после смерти Василия Шукшина, переосмысливая впечатления от одноименного фильма. Музыкальным эпиграфом к поэме служит народная песня «Калина красная», которую очень любил писатель. Сам Светланов писал о своей поэме: «Преждевременная смерть художника всколыхнула все виденное в «Калине», все прочитанное в его рассказах. Результатом явилась одноименная симфоническая поэма. С моей точки зрения, Шукшин – художник, который обогнал свое время».


* * *
«Симфонические танцы» С.В. Рахманинова были одним из любимейших произведений Евгения Светланова. На вопрос, какую музыку он взял бы с собой на необитаемый остров, Светланов отвечал: «Необитаемый остров? Никогда. Мой коллега Юрий Темирканов вам скажет, что с удовольствием взял бы с собой запись Реквиема Моцарта… Я предпочитаю отправиться на звезду! С партитурой «Симфонических танцев» Рахманинова».

«Симфонические танцы» - последнее масштабное творение Рахманинова, одно из его лучших произведений. Это своеобразное духовное завещание композитора, исполненное трагических пророчеств. Произведение было закончено в 1940 году и отразило реакцию Рахманинова на начало Второй мировой войны, торжество фашизма в Европе и грядущую мировую катастрофу. В музыкальных образах «Симфонических танцев» слышится не только предчувствие Апокалипсиса и Судного дня, но и грядущее возрождение Святой Руси. В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I - «День», II - «Сумерки», III -»Полночь», очевидно имея в виду стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил. Однако в окончательной редакции Рахманинов решил отказаться от каких бы то ни было программных объяснений. Автор переписывался с хореографом Михаилом Фокиным, обсуждая возможность создания балета на основе «Симфонических танцев», но замыслу не суждено было осуществиться - в 1942 году Фокин скоропостижно скончался. «Симфонические танцы» Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В нашей стране «Симфонические танцы» прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве.

* * *
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме отразились тревожные, напряженные настроения начала века. В конце 1912 года Рахманинов получил письмо без подписи, в котором ему предлагалось написать музыку на стихотворение Эдгара По «Колокола» (1849) в переводе Константина Бальмонта. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой Марией Даниловой. Рахманинова стихотворение заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение. В четырех частях вокально-симфонической поэмы показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. При этом на задний план уходит символика, столь значимая у По и Бальмонта. По замечанию одного из исследователей творчества Рахманинова, образы стихотворения «обрели русскую плоть и кровь, сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение». «Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Санкт-Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора.



Все новости театров   Открытие сезона в Капелле

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100