театры | новости театров |

Год Россия–Голландия в Капелле

11:47:28, 05 ноября 2013

16 ноября, в рамках Года Россия – Голландия 2013, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга пройдут петербургские  премьеры сочинений крупнейшего современного композитора Нидерландов Луи Андриссена. Композитор посетит Санкт-Петербург впервые и будет присутствовать на российской премьере своих произведений.

 Воспитанник видного нидерландского композитора Кееса ван Барена и знаменитого итальянского авангардиста Лучано Берио, Луи Андриссен испытал в своём творчестве влияние Стравинского, американских минималистов и джаза, придя, в конце концов, к сознательной антиромантической установке и отказу от средств традиционного симфонического оркестра. Его напряжённые отношения с классическим истеблишментом трансформировались в 1969 в открытое противостояние, когда Андриссен и сотоварищи устроили демонстрацию во время выступления главного оркестра Нидерландов – Консертгебау в Амстердаме. Как только стоявший тогда за пультом маэстро Бернард Хайтинк дал первый ауфтакт, 30-летние бунтари нажали клаксоны и загремели погремушками, сопровождая свой перформанс раздачей листовок, обвиняющих оркестр в том, что они являются «статус-символами правящей элиты общества». Но это в прошлом: нынче сочинения Андриссена играют Симфонический оркестр Сан-Франциско, симфонический Би-би-си, Лос-Анджелесский филармонический, лондонская «Симфониетта», а Консертгебау заказывает ему музыку к своему юбилейному концерту.

 Созданное в 1972-1976 годах произведение «Государство» (“De Staat”) ознаменовало новый этап в творчестве Андриссена и в современной голландской музыке. «Государство» – это обращение нашего современника к одноимённому диалогу Платона, своего рода диалог композитора и философа сквозь эпохи. Цитируя Платона на древнегреческом языке, Андриссен полемизирует с ним на языке современного композитора-интеллектуала. «“De Staat” – это посвящение спорам о взаимоотношениях музыки и политики», – говорит он, подчёркивая, что все художники зависимы от социальных условий, но их творчество (вопреки утверждению Платона) не может изменить общественного строя: «Я сожалею о том, что Платон был не прав. О, если б музыка могла изменить законы государства!»

 Другое сочинение Луи Андриссена, включенное в программу концерта, – “La Passione” для солирующего голоса, солирующей скрипки и ансамбля, созданное на избранные тексты сюрреалистических «Орфических песен» – единственной книги итальянского поэта Дино Кампаны. Произведение впервые прозвучало в 2002 году в лондонском Queen Elizabeth Hall.
 В концерте примут участие американо-голландская скрипачка Моника Жермино и австрийская певица Михаэла Ринер (сопрано). Моника Жермино — несомненный лидер в области исполнения новой музыки. Своим творчеством Жермино бросает вызов общепринятым возможностям скрипки. Она находится в постоянном поиске, в процессе создания новых необычных программ с постоянно обновляющимся, расширяющимся, порой эклектичным репертуаром для акустической, электрической, «подготовленной» скрипки. Начиная с 2003 года, когда она стала играть на изготовленном специально по её заказу инструменте “Violectra”, она изучает и воплощает на практике безграничные возможности электроскрипки. Британская газета The Observer превозносит «ослепительную скрипачку Монику Жермино» за исполнение ею новых сочинений, сочетающих пение и игру на скрипке. Названная британской газетой The Sunday Times «поразительным явлением», чья «виртуозность приводит в смятение». Скрипачка стала первой исполнительницей многих новых сочинений на фестивалях современной музыки в Голландии, Германии, Италии и Австралии. Австрийская певица Михаэла Ринер — страстный пропагандист новой музыки, тесно сотрудничает с современной композиторами. Является вокалисткой квартета ELECTRA и ансамбля современной музыки Hexnut. С 2012 года также поет в ансамбле VocaalLAB. Михаэла Ринер постоянно расширяет палитру своих стилистических и технических возможностей. Со своей собственной группой она ведет поиски нового репертуара, а также новых выразительных средств и способов исполнения. Увлечение камерной музыкой привело её к сотрудничеству с несколькими уникальными ансамблями, включая австрийскую группу ранней музыки Calamus Consort, в составе которой она получила первый приз на международном конкурсе Бибера в 2009 году.

 В исполнении сочинений Луи Андриссена будет задействован расширенный состав Московского Ансамбля Современной Музыки. Дирижировать приглашён голландский маэстро, известный адепт новой музыки Юрьен Хемпель, который неоднократно дирижировал сочинениями Луи Андриссена. Выпускник Утрехтской консерватории, он ещё в студенческие годы ассистировал известным нидерландским дирижёрам. По приглашению Сейджи Озавы, в 1994 посетил в Тэнглвуде мастер-классы Бернарда Хайтинка и Лорина Маазеля, через два года стал призёром первого Конкурса дирижёров имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и в последующий сезон ассистировал Валерию Гергиеву в Роттердамском филармоническом оркестре. Сотрудничество с российским дирижёром Юрьен Хемпел продолжил, работая над «Саломеей» Р. Штрауса – на роттердамском фестивале В. Гергиева и в Мариинском театре. Помимо различных оркестров Нидерландов, маэстро активно сотрудничал с ведущими финскими оркестрами, выступал с Базельским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Би-би-си и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, европейскими ансамблями современной музыки.

 



Все новости театров   Год Россия–Голландия в Капелле

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100