театры | новости театров |

45 лет творческой деятельности Виктора Новикова в театре им. В.Ф.Комиссаржевской

13:11:37, 25 ноября 2013

12 декабря

Вся его жизнь в театре пронизана почти нечеловеческой любовью к своему театру, Театру вообще и людям, которые в нем работают. Его творческий путь никогда не был устлан розами – но сила его любви родила поистине нечеловеческое терпение. Он умеет и прощать – за ошибки, обиды, промахи. Как-то директор театра про него сказал, что Виктор Новиков – «тонкокожий, поразительно быстро «включается» в другого человека, его чувства, проблемы. Он умеет помогать - не просто сочувствием и советом, а реальным делом, не забудет, не «замотается», а, порою, сам увидит и спросит, что произошло…

Его творческий путь четко рассекается на два этапа: 1968-1991 гг. Виктор Новиков служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал  художественным руководителем театра.

Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: здесь, на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, ставшего близким другом Новикова. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию главного режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии. О редком умении Новикова хранить дружбу ходят легенды.

Виктор Новиков: В театр я попал случайно - из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь... В ту пору Виктор Якобсон, который был завлитом у Агамирзяна, уходил ректором в театральный институт. Место освобождалось. Меня пригласили побеседовать: Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский задавали мне какие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом - «засосало». Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…

После смерти Р. С. Агамирзяна - в переломное для страны время, в 1991-г.  - коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие  1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент – открытые письма к труппе, которые вывешивались за кулисами. Поводы возникали разнообразные, – от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА, театральный критик, журналист, писатель, директор издательства «Балтийские сезоны»

При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов (вроде А. Белинского), он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. Нашел в Болгарии  и уговорил стать главным приглашенным режиссером Александра Морфова. Оригинальная фигура, совершенно не похожая на питерских коллег, полюбилась и труппе, и зрителям, и даже критикам. Результат – «Золотые софиты» и «Золотые маски», появившиеся в коллекции театра. Помимо заграничных кадров к сотрудничеству привлекались В. Фильштинский, В. Крамер, И. Коняев, а также вчерашние студенты, вроде П.Шерешевского, С.Каргина, С. Александровского. В нынешнем сезоне самым многообещающим оказался режиссерский дебют в «Комиссаржевке» А. Баргмана, уже завоевавшего здесь авторитет в качестве исполнителя главных ролей в «Дон Жуане», «Ваале», «Сиротливом Западе».

Новиков все время норовит обжечься – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах, то о режиссера с бульварной репутацией.

Завлит, ставший во главе театра, – примета нового времени. В Питере таких несколько, и, надо признать, это не худший вариант театральной модели. По мере того, как интендантский театр вытесняет институт худруков-режиссеров, бывшие завлиты как люди просвещенные и креативные, этот процесс смягчают и облагораживают, не позволяя театру стать на одну доску с химчисткой и прачечной.

Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический». Виктор Новиков открыл России имя болгарского режиссера Александра Морфова, поставившего на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской пять спектаклей (каждый из которых удостоился высоких театральных премий и побывал на престижных международных фестивалях), стал инициатором дружбы театра с театрами балканских стран, спектакли театра – желанные гости на лучших международных фестивалях, в различных странах мира (Македония, Албания, Чехия, Израиль, Италия, Япония, Латвия, Литва, Германия, Америка и пр.). Несколько дней назад один из последних премьерных спектаклей театра «Ночь Гельвера»  в постановке А.Баргмана стал лауреатом Высшей театральной премии «Золотой Софит» в двух номинациях: «Лучший спектакль на малой сцене» и «Лучший актерский дуэт». И это неслучайно, ведь для Виктора Новикова главным критерием в театре является со-творчество, взаимо-действие, и СПЕКТАКЛЬ  - как со-единение талантов, творческих идей и всего коллектива для любимого дела.

Виктор Новиков: Мы по-прежнему все считаем, что театр – это дом, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни: есть семья, а театр - это очень важная составляющая  в нашей короткой жизни. И актеры, работающие в театре, это чувствуют и понимают, ценят свой дом и свой театр. 

У нас есть память. Мы никогда не забываем, что мы – не только Блокадный театр: в этом помещении работала Вера Комиссаржевская, был Передвижной театр, французские и итальянские труппы, до войны   - театр Радлова…. Мы не забываем, что здесь были Агамирзян, Сулимов, Сушкевич, работали выдающиеся актеры… У нас в Малом фойе есть стена памяти, где размещены фотографии актеров, которые здесь работали. Мы их всех помним. Думаю, что через какое-то время будут также вспоминать и сегодняшнюю труппу театра. Когда в театр приходят актеры, важно, чтобы они шли сюда с радостью. У нас есть определенная атмосфера, свое понимание нравственности, которое, я думаю, не отличается от подлинной. А дальше – редчайший случай удачного спектакля – как и во всех театрах. Хочется верить, что в нашем интеллигентном городе еще сохранились люди, которые помнят, как это было, не совершают подлостей по отношению к ближнему, есть некий Петербургский стиль, отношения, которые сложились и тянутся десятилетиями, и никогда не было стремления у одного театра уничтожить другой…Все дружили, общались – у актеров это еще остается, слава Богу.

Из биографии:

Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в  театре им. В.Ф. Комиссаржевской - заведующий литературной частью. С  1991 года - художественный руководитель театра. Имеет многочисленные печатные работы, является членом Бюро Санкт-Петербургского отделения  Союза Театральных Деятелей, членом Номинационного Совета высшей  театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Заслуженный деятель искусств России.
Жена - Новикова Лариса Романовна, заслуженный работник культуры России, зам. Председателя Союза театральных деятелей С.-Петербурга.
Дочь - Новикова Катерина Викторовна, кандидат искусствоведения, начальник Пресс-службы Большого театра России.


О ВИКТОРЕ НОВИКОВЕ – ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ:

АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН – российский актер, режиссер. Народный артист России, лауреат двух Гос.премий СССР, Председатель СТД РФ, член Общественной палаты.

Я недавно заметил, что когда  думаю о Викторе Новикове, то всегда улыбаюсь. И это не потому, что вспоминаю какой-то рассказанный им анекдот, хотя у него чувство юмора потрясающее, а это для меня одно из самых важных человеческих достоинств. Я улыбаюсь, потому что любое общение с Виктором Абрамовичем приносит радость, потому что он человек редкий в нашей театральной среде – у него нет болезненной амбициозности, эгоцентризма, он добр и отзывчив. А еще Виктор Абрамович необычайно мудрый человек – для художественного руководителя быть мудрым, значит быть хорошим руководителем.  И  у него тонкий художественный вкус, он прекрасно образован. Но, наверное, это все неважно, важно другое, я его нежно люблю.

ГЕОРГИЙ ТАРАТОРКИН – известный актер театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Гос. Премии СССР, Первый секретарь СТД и Президент ассоциации «Золотая Маска»
Виктор Новиков – это замечательный, выдающийся человек. Не так много людей театра, преданных ему, способных сохранять удивление и непрерывное желание узнать новое в том деле, в которое ты призван. А он действительно призван. Так много случайных бывает в театре людей! А такие люди, как Витя, способны определять, кто случаен, а кто призван на эту бесконечно непростую, но радостную миссию СЛУЖЕНИЯ.

Как у Блока: «Актеры, правьте ремесло, Чтобы от истины ходячей Всем стало больно и светло!» - он из тех, кто верит в мощь театра, в театр, который даже через боль и сострадание обретает свет.

СЕМЕН АЛЬТОВ, заслуженный деятель искусств России, российский писатель-сатирик, артист, сценарист.  

Я с удовольствием бываю в Комиссаржевке, хотя, как интеллигентный человек, редко хожу на спектакли, поэтому у меня  высокое  мнение о петербургских театрах.

Витя Новиков – очень хозяйственный человек, в широком  смысле этого слова, и театр для него – дом. Он ляжет костьми, но театр в обиду не даст. У него  свои твердые убеждения, хотя это непрактично: принципы меняются  от сложившейся ситуации, компромисс куда комфортнее. С Виктором это вряд ли возможно. Он сильный, человек. Сегодня быть художественным руководителем театра неимоверно трудно, это стало настоящей мужской профессией. Главное,  он может честно смотреть самому себе в глаза, что могут позволить  себе немногие.
  ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН – российский актер театра и кино, народный артист России, профессор РАТИ. 

Они любили Катю так, как любил ее я. Мы  ею восхищались, мы были счастливы.

 Витя всегда много рассказывает о театре, рассказывает о новых постановках, об актерах. Как-то театр привозил в Москву на гастроли «Бурю» - и это было просто потрясающе, какое-то изысканное театральное пиршество. Я был поражен смелостью Морфова и труппы. Тогда же я познакомил Витю с Ганой Слуцки, по пьесам которой в театре сейчас идут два спектакля.  Витя до мозга костей – художественный руководитель, он подлинный, в нем нет никаких суррогатов и подмен. И поэтому театр существует во имя и благодаря ему. В этом смысле он - настоящий художник.

ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ - профессор РАТИ, лауреат Дягилевской премии, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, генеральный продюсер Московского театра "Et Cetera"

Его любовь к театру им.В.Ф.Комиссаржевской бесконечна и бескорыстна. О нем можно говорить только как о Человеке театра, и я считаю его одним из самых выдающихся завлитов этой страны. 25 лет он служил верой и правдой Рубену Агамирзяну, и вот уже более 20 лет ежедневно он борется с жизнью за то, чтобы театр им.В.Ф.Комиссаржевской достойно существовал.
Тяжелые времена всегда были отличительной чертой российского театра. В советское время это была цензура, в постсоветское время – перестроечное – это финансирование театра. А сейчас – художественная составляющая. Я считаю, что та репертуарная политика, которую ведет Новиков, выходец из семьи российских интеллигентов, всесторонне образованный человек, – является для театра Комиссаржевской залогом стабильности и успеха. Виктор отчаянно борется за то, чтобы театр не просто выжил, но и «сохранил лицо». Руководитель театра должен быть адекватен времени. В Комиссаржевке ставит один из выдающихся европейских режиссеров, которого «открыл» для России Виктор Новиков – Александр Морфов. Виктор Абрамович приглашает на постановки режиссеров из разных стран, занимаясь поисками не эпатажных, а новых имен. 

МИХАИЛ ШВЫДКОЙ - государственный деятель Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор,  ведущий телепередач, сценарист, Лауреат Гос. премии России, обладатель многочисленных наград, художественный руководитель Театра мюзикла в Москве, президент АРТ

      Поразительным образом Витя, проработавший в театре сорок пять лет, не утратил бесконечной расположенности  к людям и к искусству. Театр – это особенное место, где все проявления – демонстративно преувеличены, не только на сцене, но и за кулисами.  К нему это не имеет никакого отношения. Наш «Абрамыч» сохранил такую искренность и естественность, такую удивительную способность в любых предлагаемых обстоятельствах оставаться самим собой, что свойственно только настоящим интеллигентным людям. Он нужен всем, - друзьям и недругам, людям театра и публике, - как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки.       


НИКОЛАЙ БУРОВ – народный артист России, директор музея-памятника «Исаакиевский собор»

. Новиков очень хорошо известен в России и в связи с такой чертой характера, как умение дружить. Наша деревенька небольшая, - говорим иногда мы – на сегодняшний день нас всего 5 млн., и театров-то – 60-70 – раз-два и обчелся.  Но на всем пространстве России он очень хорошо известен в этом цехе – цехе не маленьком, цехе не простом, и я всегда сталкивался с тем, что он уважаем этим цехом. Возможно и потому, что Новиков долгие годы был секретарем СТД, но не это главное. Так, например, москвичи довольно редко позволяют пробиться кому-то из других городов и весей в пространство известности и признания. У него это получилось, и, таким образом, он стал борцом  за права не только своего театра, но и всего театрального Петербурга. Он беспощаден в отношениях: если ему что-то не нравится, он умеет – это, кстати, счастливая тоже история, - иметь не только замечательных друзей. Он умеет иметь и врагов, что, в общем-то, большая редкость, потому что очень много людей избегают прямых высказываний. Так, за спиной что-то сказать  - это с удовольствием, а вот чтобы выступить и определить свою позицию – это гораздо труднее и реже. Виктор Абрамович никогда не стеснялся обнаружить свою позицию, пойти на обострение, если он считал, что что-то не так. Мне кажется, что за последнее время ему удалось вырастить интересный слой актеров – тех,  которые сегодня относятся к возрасту середняков. Всегда с радостью бываю в этом театре,  - я дружил с актерами, людьми старшего поколения из этого театра, моими любимыми старшими товарищами, которых уже никого на этом свете не осталось, а память осталась самая добрая и благодарная.

Самое главное  - то, что до сегодняшнего дня Комиссаржевка продолжает сохранять свое особенное лицо. У меня тоже было счастье полжизни служить одному театру. Дай Бог ему здоровья, дай Бог развития театру, потому что нет лучшей награды, большего счастья чувствовать, что дело, которому ты служил всю свою жизнь – живое, и не просто «скорее живое, чем мертвое», а живое, и даже очень живое. А лучше ничего не придумаешь. 

ВЛАДИМИР ГУСЕВ, директор Государственного Русского музея, искусствовед.

Я не так часто хожу в твой театр, как ты – в мой музей, но всегда, когда я прихожу туда – выхожу оттуда не разочарованным, а скорее очарованным, потому что всё там делается без ощущения какой-то тяжести, муки, не виден тот пот, который не должен быть виден у любого мастера, у любого артиста. И это во многом и благодаря руководству: от тебя зависит настроение в коллективе, это настроение ощущается и в спектакле, и в режиссуре приглашаемых тобою режиссеров, и в их спектаклях,  - премьерных и непремьерных. Поэтому хочется пожелать также успешных премьер и долгой-долгой жизни каждому спектаклю. 

ЛЕВ ДОДИН, художественный руководитель – директор Академического Малого драматического театра  - Театра Европы, Почетный Президент Союза Театров Европы, российский театральный режиссер, народный артист РФ, лауреат Гос.премии СССР и Государственных премий РФ

Виктор Абрамович - один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово значит многое и для многих. Для меня, например, те или иные оценки им моих работ - всегда одна из самых главных и немногих мне интересных и важных точек зрения. Словом, Виктор Новиков - многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжелые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков - неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа.

 

 



Все новости театров   45 лет творческой деятельности Виктора Новикова в театре им. В.Ф.Комиссаржевской

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100