театры | новости театров |

Концерт «Моцарт и Сальери»

15:18:09, 03 декабря 2013

13 декабря в 19 часов Капелла Санкт-Петербурга приглашает на первый концерт Четвертого абонемента «Моцарт и Сальери». В исполнении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучит Концерт для скрипки с оркестром № 3 соль мажор Моцарта, Концерт для органа с оркестром до мажор и «Венецианская симфония» ре мажор Сальери.

Солисты: Анетте Унгер (скрипка, Германия), Лада Лабзина (орган). За дирижерским пультом – Хобарт Эрл.

Итальянский композитор, педагог и дирижер Антонио Сальери (1750-1825) был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери не уступала славе Моцарта, и в жанре оперы-сериа он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Давняя легенда связывает имя Сальери с именем Моцарта как предполагаемого его убийцы. Сальери прошел путь от лучшего ученика Флориана Гасмана до посвященного преемника самого Глюка. Уже одно это заставляет отнестись с осторожностью к бытующему мнению о слабости Сальери-композитора и его зависти к гению Моцарта. Оно не находит ни исторического, ни музыковедческого подтверждения, как и почти вся мифология, сложившаяся вокруг имен Моцарта и Сальери.

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго близ Вероны. Музыке он первоначально обучался у своего брата-скрипача Франческо, а затем на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 года Сальери пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини. Учителем и покровителем итальянского музыканта был Флориан Леопольд Гасман, видный композитор, уроженец Чехии, работавший в Вене. Во время пребывания в Италии Гасман обратил внимание на талантливого юношу, вывез его в Австрию и выделил как самого способного ученика. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

«Музыкальный фаворит» Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. «Школа ревнивых» (1778) обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе, ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либретто П. Бомарше) превзошел все ожидания. С восторгом творчество Сальери оценивали Глюк. Берлиоз, Россини, Шуберт и др.

В 1778 году Сальери уехал в Италию, а затем в Париж, где сблизился с Глюком. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере «Данаиды», упрочившей европейскую славу композитора.

Сальери принадлежит немало камерной и оркестровой музыки, в том числе, 3 симфонии, Концертная симфония (1774), 5 концертов для различных солирующих инструментов, из которых наиболее известны фортепианные концерты до-мажор (1773) и си-бемоль мажор (1773) и Тройной концерт для скрипки, гобоя и виолончели ре-мажор (1770). Одно из лучших сочинений Сальери в области инструментальной музыки - «26 вариаций на тему Испанской фолии», написанные в 1815 году.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. В числе его учеников – Бетховен, Шуберт, Лист, Гуммель, Зюсмайер и др.

Последние годы жизни композитора были омрачены слухом о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твердой памяти Антонио Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету; но позже, когда Сальери был помещен в клинику для душевнобольных, распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта. Легенда привела к тому, что на протяжении долгого времени Сальери-композитор (чьи сочинения к тому же были в основном неизвестны слушателям) неизменно сравнивался с Моцартом и подавался публике как «второсортный Моцарт». Однако по мере того как в концертную практику и на театральные подмостки возвращались все новые и новые сочинения Сальери, пришло понимание того, что они так же мало нуждаются в сравнении с моцартовскими, как сочинения Глюка или Керубини.

Интерес к творчеству Антонио Сальери начал возрождаться еще в середине XX века. Записана и издана значительная часть наследия Сальери. Только за последние 20 лет в разных странах были поставлены его оперы «Катилина», «Цифра», «Трубочист», «Невинная любовь», «Богач на день», «Мир наизнанку», причем во многих странах впервые.

* * *

Несмотря на достаточно скромное положение скрипичных концертов в обширном творчестве Моцарта, они стали ценным вкладом в развитие жанра, обозначив новую ступень в его развитии. За необыкновенно короткий период работы в этом жанре, Моцарт создал поистине неповторимые по своему совершенству сочинения.

В 1769 г. Моцарт был назначен концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Здесь очень ценили музыку с солирующими струнными – тон задавал архиепископ Иероним граф Коллоредо, сам игравший на скрипке. В капелле во времена Моцарта на скрипке играли и его отец Леопольд Моцарт, и Фердинанд Зайдль (первый концертмейстер придворной капеллы). Позднее здесь работал известный итальянский скрипач Антонио Брунетти, для которого Моцарт сочинил несколько произведений.

В 1775 году 19-летний Моцарт, уже начинавший тяготиться службой у архиепископа Зальцбургского, сочиняет один за другим, в невероятном творческом порыве, пять скрипичных концертов. Два первых концерта, еще итальянские по стилю, по своему легкому, развлекательному характеру близки дивертисментам и серенадам. Но уже Третий концерт соль-мажор – это поразительный взлет вдохновения и уже типично моцартовское свободное выражение чувств. В Третьем скрипичном концерте Моцарт достигает гармоничного сочетания того, что, по его собственному более позднему определению, могло нравиться знатокам и при этом доставлять удовольствие любителям.



Все новости театров   Концерт «Моцарт и Сальери»

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100