театры | новости театров |

«Путешествие» для оркестра. Первое исполнение

16:38:57, 05 февраля 2014

7 февраля, пятница, 19.00

Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

3-й концерт ДЕВЯТОГО абонемента
«Нескучная классика»

Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Аркадий ШТЕЙНЛУХТ
Солист – Сергей КАСПРОВ

КОРОЛЁВ. «Путешествие» для оркестра
Первое исполнение
ШУБЕРТ – ЛИСТ. «Скиталец» для фортепиано с оркестром
Р.ШТРАУС. «Из Италии», симфоническая поэма

Тема очередного концерта абонемента «Нескучная классика» — музыкальные путешествия. Характерная для течения европейского сентиментализма начала XIX века, тема путешествий, которую продолжает поэма «Из Италии»  Рихарда Штрауса, пережила свою эпоху и трансформировалась в особый  жанр, предполагающий не только и столько описания и чувства, вызванные географическими перемещениями, но дискурс путешествий психологических, ментальных и трансцендентных. Таков «Скиталец» Шуберта — рассказ о возвращении к самому себе. Что за путешествие предложит наш современник Анатолий Королев — слушатели первыми узнают на этом концерте.

Поразительно по разнообразию, качеству и количеству музыкальное наследие Рихарда Штрауса. Однако жанр симфонической поэмы, в котором  Штраус наследует Ференцу Листу,  остается ведущим в его творчестве, своеобразной лабораторией и полем для экспериментов, которые затем составят основу неподражаемого стиля классика ХХ века. Поэма «Из Италии» — первая из последующих семи симфонических поэм, чьи темы варьируются от сюжетов Шекспира и Ленау, Ницше и Сервантеса, до немецкой народной книги и собственных жизнеописаний.

Фантазию «Скиталец» Франц Шуберт написал в 1822 году. Он вложил туда столько технических и пианистических сложностей, что, не будучи виртуозным пианистом,  сам с трудом мог исполнить свое творение. Помимо этого, Фантазия «Скиталец» — масштабная четырехчастная композиция, вторая часть которой представляет собой вариации в бетховенском стиле на тему его собственной песни «Скиталец» (“Wanderer”). Тема скитаний, как обычно у романтиков, трактуется не только в буквальном, но и в переносном смысле как духовная отчужденность художника и творца  от душного бюргерского мирка.
Остальные части Фантазии контрастируют «Скитальцу» подобно тому как мир природы с его естественными радостями часто не соответствует миру человеческой души. Великий виртуоз Ференц Лист, восхищенный шубертовской Фантазией, аранжировал ее для фортепиано и оркестра, многое изменив, особенно в финале.

Солировать в этом сочинении будет пианист Сергей Каспров. Выпускник Московской Консерватории, Каспров совершенствовал свое мастерство в парижской Schola Cantorum. Музыкант интересуется старинной музыкой, он играет не только на современном рояле, но и на исторических клавирах.

Завершит концерт мировая премьера сочинения Анатолия Королева — современного петербургского композитора, автора таких сочинений как симфоническая поэма «О траве, камнях и воде», оратория на текст из древнерусских летописей и былин «Житие князя Владимира», хоровой концерт «Слава Богу за всё» на текст акафиста Григория Петрова, «Адажио» для хора и струнного оркестра, «Большой распев» для струнных, клавесина и ударных, электронная композиция «shalyapin.wav».

 

 

 



Все новости театров   «Путешествие» для оркестра. Первое исполнение

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100