театры | новости театров |

Концерт Камерного хора Смольного собора

12:07:49, 26 февраля 2014

«Литургия святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского прозвучит под сводами Храма Спаса на крови 9 марта в исполнении одного из лучших в Европе хоровых коллективов – Камерного хора Смольного собора, неотъемлемой частью репертуара которого является духовная музыка.

С 2004 г. главным дирижером и художественным руководителем хора является заслуженный артист России Владимир Беглецов. Сегодня это один из лучших российских хоровых коллективов, с огромным успехом выступающий как в России, так и за рубежом. Репертуар хора наряду с русской и западноевропейской классикой включает музыку XX века и редко звучащие образцы музыки отдаленных эпох. С хором сотрудничали крупнейшие музыканты, среди которых Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие.

«Литургия святого Иоанна Златоуста», сочинение, созданное для исполнения в храме, публика услышит в аутентичной среде – в Храме Спаса на крови, с его уникальной акустикой.

Русский перевод греческого слова «литургия» означает «общее дело». В этих простых словах заключена объединяющая идея одного из самых важных, самых таинственных православных богослужений, в процессе которого совершается таинство причастия. Всех участников службы объединяет то, что молитвы «Символ веры» и «Отче наш» во время литургии произносятся хором. Музыкальное воплощение молитвенных текстов способствует созданию общей атмосферы просветленной серьезности.

Как правило, авторы музыки литургических песнопений, звучащих на клиросе, остаются неизвестными. Этой, часто преднамеренной, анонимности есть объяснение: богослужение – не духовный концерт. Отчасти поэтому творения двух российских гениев – П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова (каждый из них создал свой музыкальный образ Литургии св. Иоанна Златоуста) – почти не используются в церковной практике. Отдельно от церковного действа исполнение Литургии или Всенощной в наше время не выглядит кощунственным. Однако Чайковскому, закончившему работу над партитурой в 1878 году, изрядно досталось от духовенства за попытку трактовать священные тексты в качестве «либретто для духовной оперы», хотя Литургия задумывалась им не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы.

Это наиболее значимое из духовных произведений Чайковского, где он стремился выразить прежде всего свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Композитор писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя»,— ибо я знаю, что воля Его святая… Mне хочется верить, что есть будущая жизнь».

 
 



Все новости театров   Концерт Камерного хора Смольного собора

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100