театры | новости театров |

Воспитывать театром

11:05:49, 28 февраля 2014

Воспитывать театром

С 26 по 28 февраля в Санкт-Петербурге состоится  знаковое событие. На свою вторую  встречу соберутся  театральные педагоги со всей страны. Они будут обсуждать  вопросы театрального воспитания, или, как гласит официальное название, вопросы образования средствами театра. Потому что это будут не обычные театральные режиссеры, преподаватели актерского мастерства, речи или движения, каких мы привыкли встречать в театральных вузах. На  этот раз в Петербурге соберутся педагоги и режиссеры театра детского, такого, где играют сами дети. Вот именно поэтому можно считать эту встречу важной и знаковой: ведь дети – это будущие взрослые, это, без всяких преувеличений – будущее нашей страны, наше с вами будущее.

Мы беседуем с председателем оргкомитета Открытого петербургского форума «Образование средствами театра» (а именно так называется эта встреча) заслуженным работником культуры Российской Федерации Евгением Юрьевичем САЗОНОВЫМ.

- Евгений Юрьевич, почему эта встреча – вторая?
- Потому что первая состоялась в Москве в ноябре 2012 года. Это была Всероссийская конференция памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого, ученика великого Станиславского, удивительного человека и одного из первых российских театральных педагогов, знаменитого «Сулера». Именно Сулержицкий, творчески восприняв открытия Станиславского в области театра, его систему, впервые задумался не только о ее театральной сути, но и о её педагогическом, воспитывающем значении. Посудите сами – одно из главных требований  системы, созданной великим реформатором театра, было требование воспитать человека. Можно даже написать это слово с большой буквы – Человека. Не актера или режиссера, что само собой разумеется, а именно Человека! Потому что с Человека начинается всё – театр, искусство, вообще – жизнь.

- И им заканчивается…
- Можно сказать и так. В каком-то смысле – безусловно. Сулержицкий раньше других понял эту важную роль театральной педагогики, создал свою студию, где учил своих учеников не только театральной профессии, но и жизни. Должен сказать, что одной из ключевых тем петербургской встречи  станет именно тема ученичества, понятая не только как возможность передавать и усваивать те или иные знания или навыки (в нашем случае – театральные), но более широко – как творческое и человеческое взаимодействие учителя и ученика, как взаимообогащение, если хотите – как искусство.

- Это сложное искусство!
- И прекрасное! Вспомните, у Экзюпери: «Главная роскошь – это роскошь человеческого общения». В подзаголовок нашего форума мы вынесли слова: «Великие Учителя».

- Речь пойдет снова о Сулержицком?
- И о нем, конечно, тоже. Но есть еще два имени, два великих имени, о которых нам хотелось бы поговорить. Это Матвей Дубровин и Зиновий Корогодский.

- Если можно, расскажите о них подробнее.
- С удовольствием! Тем более, что мне выпало счастье лично знать их обоих, учиться у них. Матвей Григорьевич Дубровин в середине прошлого века создал в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, уникальную систему воспитания детей театром. Это очень сложная система, философская, но если говорить простым языком, она предполагает полное, целостное, как говорят ученые, погружение ребенка в театральное пространство, в театр, как таковой.

- А Корогодский?
- Зиновий Яковлевич Корогодский, можно сказать, открыл новую страницу в истории детского театра.

- Вы имеете ввиду знаменитый ленинградский ТЮЗ эпохи 60-х?
- Да. И что удивительно – они даже по названиям схожи: ТЮЗ Корогодского и ТЮТ (Театр юношеского творчества)  Дубровина.

- Два слова о ТЮТе… Что это такое?
- Это и есть система Дубровина. Это театр, где играют дети.

- Насколько я знаю, эти два театра – ТЮТ и ТЮЗ – успешно существуют сегодня в Петербурге.
- Да. ТЮЗу скоро исполнится 100 лет…

- А ТЮТу?
-Шестьдесят. Мы помладше. Когда-то нас так и называли: «младший брат ТЮЗа». Вот в этих двух «намоленных» местах и пойдет речь о творческом и педагогическом наследии Великих Учителей -   М. Г. Дубровина и З. Я. Корогодского. Кроме того, предполагаются еще две «форумных площадки» - Гуманитарный университет профсоюзов и Смольный институт, где не так давно открылся первый в стране факультет, готовящий  руководителей и режиссеров театра детей. Это очень важная и востребованная сегодня профессия. Этот факультет возглавляет одна из видных деятелей в этой области профессор О. А. Григорьева. 

- А о чем еще, кроме знакомства с творческим наследием Великих Учителей, пойдет речь на форуме?
- О таком важнейшем явлении, которое мы объединяем под одним названием: школьная театральная педагогика. Она необыкновенно разнообразна в своих формах, методах, проявлениях. Начнем хотя бы с того, что «ШТП» (так ласково мы называем это вполне научное и серьезное направление) корнями уходит в далекое прошлое, вглубь веков. Уже в 16 веке были школьные театры! А сегодня их количество увеличивается день ото дня. И это еще не всё: речь ведь идет о том, чтобы сделать театр одним из предметов, который изучают в школе, ввести его в школьную программу. Так давно уже сделано во многих европейских странах. И, поверьте, польза от этого – великая!

- Воспитание квалифицированного зрителя?
- И это тоже. Но главное – человека! Культурного, современно мыслящего человека 21 века. Мы с вами об этом уже говорили.

- Можно повторить еще раз.
- Много раз можно и нужно повторять: Театр и Образование – две вещи неразрывные. Радостно сознавать, что наше общество стало это понимать. Судите сами – в попечительском совете нашего форума – выдающиеся деятели российского и мирового театра: Лев Додин, Александр Галибин, Вениамин Фильштинский. Педагогическая наука представлена такими крупными именами, как президент научно-образовательного комплекса «Сурао» профессор Г. М. Иманов, президент Петровской академии наук и искусств, профессор Л. А. Майборода, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных М. Р. Катунова.

-Так что разговор предстоит серьезный?
- Главное, чтобы он был продуктивным. Мы ведь не только собираемся делиться опытом, мы ждем от тех, кто приедет к нам – а это, я полагаю, будут люди со всей России, чтобы они рассказали о своих Великих Учителях. В том, что они есть, были и будут, я нисколько не сомневаюсь, а о некоторых просто знаю доподлинно. Надо, чтобы их опыт, их уникальные методы не пропали, а стали, не побоюсь этого слова, всероссийским достоянием.

- Прекрасная идея, замечательная!
- Согласен. Тем более, что она принадлежит не мне, вернее, не только мне. Эта идея родилась на первой Всероссийской конференции, о которой я уже говорил вначале. Там, в Москве, вместе с сотрудниками Московского Института открытого образования доцентом А. Б. Никитиной и Е. И. Косинец мы это и придумали. Вот теперь осуществляем.

Беседовал Михаил Юрьев



Все новости театров   Воспитывать театром

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100