театры | новости театров |

Связь времен: Стравинский и Перголези

14:57:02, 15 апреля 2014

29.04, 19.00

Концертный зал Яани кирик, ул. Декабристов, д.54, л.А

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер: народный артист России Сергей Стадлер

Солисты:
засл. артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)
лауреат всероссийского конкурса Виктория Ребенко (сопрано)

Программа концерта:

И.Ф. Стравинский фрагменты из балетов   «Аполлон Мусагет» и «Пульчинелла»
Джованни Перголези «Stabat Mater»   для женских голосов и струнного оркестра

Удивительно выстроенное сочетание музыкального материала  невольно рассказывает о  взрослении, о переживаниях, о жизни. Связь времен и времени.  Бог солнца Аполлон, в сопровождении трех Муз... Герой неаполитанской улицы Пульчинелла , любовь, коварство... счастливый конец.  И «Stabat Mater» -  скорбь, страдание, осознание...
 
Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) - легендарная фигура в музыке ХХ века. Второй, неоклассический  период творчества композитора - это годы после Первой мировой войны. Закончился период убийств, бесчеловечных разрушений, и у Стравинского появилась потребность освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы» (балет с пением, по неаполитанской рукописи начала 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов сочинений и пьес Дж.Б.Перголези, 1920 г.). Более поздние произведение – «Аполлон Мусагет»  (балет в 2 картинах, 1928 г.) является наиболее классическим, простым, насыщенным гармонией, это классика, которая звучит свежо и современно. Музыка балета характерна исключительной мелодичностью. Изящество музыки подчеркивается тем, что оркестр составлен только из струнных инструментов

Джованни Баттиста Перголези ( 1710 - 1736 )  Его жизнь была подобна вспышке яркой звезды и овеяна легендами. Самым известным произведением композитора является его  кантата  «Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…»),  написанная незадолго до смерти. Это канонический средневековый духовный гимн, описывающий скорбь Богоматери у подножия Креста. Произведение было написано в качестве «дублёра» аналогичного произведения А.Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением.

Народный артист России Сергей Стадлер — скрипач, дирижер, Народный артист России, выпускникСанкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую он в качестве ректора возглавлял в период с 2008 по 2011. Художественный руководитель ГБУК «Петербург-концерт». Лауреат международных конкурсов: «Концертино-Прага», им. М.Лонг и Ж.Тибо в Париже, им. Яна Сибелиуса в Хельсинки, и им. П. И. Чайковского в Москве (первая премия). Записал более 50 CD. Играл на скрипке великого Паганини в открытых концертах. Концертирует на скрипке Гваданини 1782 года. Первый исполнитель ряда сочинений современных композиторов. засл. артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)
лауреат всероссийского конкурса Виктория Ребенко (сопрано)
 
Дирижер Сергей Стадлер сопоставит в одном концерте произведения двух гениев кантату Перголези и балет Стравинского.

Произведения Джованни Баттисты Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», - писал о Перголези Б. Асафьев, - «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава - одно из самых вдохновенных произведений композитора, наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

Музыка балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского основана на темах Джованни Баттисты Перголези. Стравинский с любовью, вкусом и тактом использовал отдельные мелодии итальянского мастера, его характерные ритмические формулы, преломив их в современном духе, усложнив их собственными гармониями.

"Пульчинелла" балет с пением, был написан в 1919-1920 году и положил начало новому длительному периоду в творчестве Игоря Стравинского - интерпретации различных музыкальных направлений, переосмысления музыкальных стилей прошлых веков. Удивительно легкое и светлое, это произведение сильно отличается от всего остального, что написал этот композитор, оно состоит из множества коротких частей, куплетов, каждый из которых по-своему эмоционально окрашен. В скромном, камерном оркестре зазвучали типичные для начала XVIII века жанры: осовремененные, пересозданные гением Стравинского серенада, гавот, менуэт, токката, тарантелла.

На основе рукописи комедийного сценария XVIII века, найденного в Неаполе, выросла драматургия балета о любимом герое неаполитанской улицы Пульчинелле с длинным повисшим красным носом. О его жене Пимпинелле, о его поклонницах Росетте и Пруденце, о ревнивых кавалерах молодых красавиц, о мнимой смерти Пульчинеллы, его веселом воскрешении и о трех свадьбах, сыгранных в один день и час.
Балет «Аполлон Мусагет», созданный в 1927 году, принадлежит к неоклассическому периоду творчества Стравинского, своеобразный опыт «стихосложения средствами музыки».

Аполлон был богом солнца и предводителем муз (покровительниц наук, поэзии и искусств) у древних греков. Четыре действующих лица - Аполлон и три музы, которые имеют непосредственное отношение к балету: Терпсихора - воплощение танца, Каллиопа - олицетворяет поэзию и её ритмику, Полигимния - искусство пантомимы. Они рассказывают о рождении Аполлона, его обучении и восхождении на Парнас.

Музыка написана для нежных звуков струнного оркестра и по образцу элегантных «классических» балетов, исполняемых при дворе французского короля Людовика XIV. Поэзия и ее ритм, выразительность, красноречие - основа музыки к балету. Стравинский создал настолько идеальную музыку к балету, она сама по себе настолько выразительна и зрима, что не требует воплощения в танце.

 



Все новости театров   Связь времен: Стравинский и Перголези

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100