театры | новости театров |

Связь времен: Стравинский и Перголези

11:21:05, 21 апреля 2014

Народный артист России Сергей Стадлер, музыкант с мировым именем, является художественным руководителем и главным дирижером СПб ГБУК «Петербург-концерт». На концерте 29 апреля он сопоставит произведения двух гениев: кантату Перголези и балет Стравинского.

Произведения Джованни Баттисты Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», - писал о Перголези Б. Асафьев, - «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава - одно из самых вдохновенных произведений композитора, наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

 Музыка балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского основана на темах Джованни Баттисты Перголези. Стравинский с любовью, вкусом и тактом использовал отдельные мелодии итальянского мастера, его характерные ритмические формулы, преломив их в современном духе, усложнив их собственными гармониями.

"Пульчинелла" балет с пением, был написан в 1919-1920 году и положил начало новому длительному периоду в творчестве Игоря Стравинского - интерпретации различных музыкальных направлений, переосмысления музыкальных стилей прошлых веков. Удивительно легкое и светлое, это произведение сильно отличается от всего остального, что написал этот композитор, оно состоит из множества коротких частей, куплетов, каждый из которых по-своему эмоционально окрашен. В скромном, камерном оркестре зазвучали типичные для начала XVIII века жанры: осовремененные, пересозданные гением Стравинского серенада, гавот, менуэт, токката, тарантелла.

На основе рукописи комедийного сценария XVIII века, найденного в Неаполе, выросла драматургия балета о любимом герое неаполитанской улицы Пульчинелле с длинным повисшим красным носом. О его жене Пимпинелле, о его поклонницах Росетте и Пруденце, о ревнивых кавалерах молодых красавиц, о мнимой смерти Пульчинеллы, его веселом воскрешении и о трех свадьбах, сыгранных в один день и час.

Балет «Аполлон Мусагет», созданный в 1927 году, принадлежит к неоклассическому периоду творчества Стравинского, своеобразный опыт «стихосложения средствами музыки».

Аполлон был богом солнца и предводителем муз (покровительниц наук, поэзии и искусств) у древних греков. Четыре действующих лица - Аполлон и три музы, которые имеют непосредственное отношение к балету: Терпсихора - воплощение танца, Каллиопа - олицетворяет поэзию и её ритмику, Полигимния - искусство пантомимы. Они рассказывают о рождении Аполлона, его обучении и восхождении на Парнас.

Музыка написана для нежных звуков струнного оркестра и по образцу элегантных «классических» балетов, исполняемых при дворе французского короля Людовика XIV. Поэзия и ее ритм, выразительность, красноречие - основа музыки к балету. Стравинский создал настолько идеальную музыку к балету, она сама по себе настолько выразительна и зрима, что не требует воплощения в танце.



Все новости театров   Связь времен: Стравинский и Перголези

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100