театры | новости театров |

Юбилей Тамары Абросимовой

15:57:40, 27 октября 2014

11 ноября 2014 г. отметит свой юбилей народная артистка России, актриса театра им.В.Ф.Комиссаржевской Тамара Абросимова. Вот уже более 50 лет она выходит на сцену, а именно на сцену театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Такую преданность на всю жизнь одному театру можно встретить редко… 

Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, где училась у знаменитых педагогов. Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова  снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях  родного театра: «…о жизни, смерти и любви», «Эрос», «Страсти по дивану».

Любовь к театру у Тамары Абросимовой проявилась, как и положено большим артисткам, в детские годы: с занятий в кружке Дворца пионеров, с участия в постановках любительского театра женской школы… От поступления «в актрисы» худющую, бледную девушку, пережившую блокаду и эвакуацию, отговорила мама: «Не поступишь, Тамара, ведь ты далеко не красавица. А как говорит восточная мудрость – лучше не быть совсем, чем быть никем». Успешная учеба в Технологическом институте могла бы стать началом инженерной карьеры, если бы не вмешался случай: выездная комиссия МХАТа отсматривала ленинградских абитуриентов… Тамара Абросимова стала студенткой Школы-студии МХАТ, училась у знаменитых педагогов, последователей Станиславского и сохранила на всю жизнь прививку высоких понятий о театре-храме. А затем вернулась в Петербург, и вот уже много лет главный маршрут для народной артистки России Тамары Абросимовой  - это дорога на Итальянскую улицу во второй свой дом - театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Здесь она  сыграла множество ролей, здесь Рубен Агамирзян угадал в ней и педагогический дар, позвав преподавать в ЛГИТМиК. Ее творческое предложение «…о жизни, смерти и любви» стало первым   моноспектаклем театра.

За последние годы кипучая творческая натура творческая Тамары Михайловны проявилась  достижениями на сцене в качестве актрисы и  режиссера-постановщика, а также  замечательного  театрального педагога.   На сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской она великолепно сыграла   роли в спектаклях «Страсти по дивану» М. Тульчинской постановке н.а. России Г. Корольчука и «Эрос» П.Когоута в постановке Лауреата Гос. премии России  И. Коняева. Проникновенно сыгранная роль Бабушки в  пьесе «Страсти по дивану» в марте 2013 года  увидели зрители не только нашей страны, но и американцы (гастроли театра в США), о чем свидетельствуют яркие рецензии на этот спектакль. Благодаря глубокому и вдумчивому исполнению Т.М.Абросимовой сквозной роли экономки в «Эросе», этот спектакль получил гуманистическую направленность. Вацлава Абросимовой - с уложенной на голове косой, одетая в старомодное темное платье – воспринимается душой дома, хранительницей вечных ценностей. Ее альтруизм оказывается сильнее эгоизма молодых. Так, благодаря искренней исповедальной игре актрисы, спектакль вырастает до общечеловеческих обобщений.

Активная гражданская позиция актрисы всегда ведет ее по созидательному пути.  Так, в 2009 году она поставила на сцене Театра им. ВФ. Комиссаржевской спектакль-концерт, посвященный Дню Победы «Это было недавно, это было давно», а в 2013 году -  концерт, посвященный  70-летию  снятия Блокады Ленинграда. И сегодня Тамара Абросимова выступила в качестве режиссера спектакля-посвящения  В.Ф.Комиссаржевской (К 150-летию со дня рождения великой актрисы).  Многие годы профессор Санкт-Петербургской Консерватории Абросимова преподает мастерство будущим режиссерам оперного театра. Она поставила два спектакля по русской классике в театре Университета Бирмингема.

Из интервью разных лет:
На нас колоссальное воздействие оказали сами личности наших Мастеров. Тогда знатоком системы Станиславского считался М.Н. Кедров, а как  Василий Топорков умел актерски выразительно и в то же время конкретно выразить ее постулаты! Наши Мастера не были механическими преподавателями системы, начетчиками, они ее чувствовали! И все, что было нами воспринято от них – воспринято не только головой, но всем организмом, всеми чувствами. Мне никогда не забыть даже наших посиделок, где пел Топорков дуэтом с Головко, а Кира Николаевна  рассказывала,  как в спектакле «Три сестры» пела за сценой и курлыкала журавлем…  Представляете, это было не зазорно! Признаюсь, что даже став актрисой ленинградского театра им.В.Ф.Комиссаржевской, я еще долго остро нуждалась в московской «энергетической подпитке», в оценке и мнении моих педагогов, очень волновалась, когда они смотрели мои спектакли! 

Творческими ориентирами в театре им.В.Ф.Комиссаржевской для меня стали Галина Семеновна Комарова, Олег Георгиевич Окулевич, Михаил Дмитриевич Ладыгин, много других замечательных артистов. Не было ощущения разных школ, потому что Мар Сулимов старался всех объединить. Я попала в руки к человеку, который и мою веру не стал расшатывать, и я находилась в достаточно «тепличных условиях».  А потом пришел Рубен Сергеевич Агамирзян, и мой первый спектакль при нем у меня был с Александром Аркадьевичем Белинским «Страшный суд». А вот «Если бы небо было зеркалом» - это первая роль у Рубена Сергеевича. Вспоминается смешной эпизод поисков внешнего облика Хатии: мне казалось, что это банально – если девочка, то обязательно косички или хвостики. Я решила сделать кудлатую голову и накрутилась на бигуди. Когда меня увидел Рубен Сергеевич, он закричал:  «Что это за Эсмеральда из Хасапетовки? Пусть будут хвостики, а то ходит по сцене 27-летняя женщина и изображает девочку! – а я обиделась и сказала, что мне еще 26 и убежала за кулисы поплакать….

Я такая «лягушка-путешественница», которая обожает и новые места, и новых зрителей, поэтому бесконечно благодарна своему театру им.Комиссаржевской за то, что с 1963 года всю страну, да и зарубежье объездила. Побывала в Тобольске и Иркутске, в шукшинской деревне Сростки, на Телецком озере, теплоходом проплыли по Амуру до Охотского моря… Спектакль «Забыть Герострата!» играли в Греции и в античном театре в Пловдиве, это, конечно, запомнилось. Гастроли  - это некая миссия, творческая проверка для актеров и спектаклей, возможность обновления и обогащения. Бывали и поездки тяжелые: группа комиссаржевцев ездила в Афганистан, вернее, летала на вертолетах, высаживаясь в горячих точках. Благодарность зрителей-  военнослужащих бесконечна! Я участвовала в подобных концертах в Германии, Монголии – солдатам тоже нужен театр, а как они любили поговорить после спектакля, чем-то поделиться… Не так давно у нас были большие гастроли по городам Америки –удивительные места, удивительные люди –невероятные впечатления! 

 «Я очень люблю быть на сцене и счастлива, что до сих пор могу выходить на подмостки. Часто говорят после спектакля: «Ты, наверное, очень устала?!» Но это другая усталость, не усталость при мытье пола или стирке, - это счастливая усталость.



Все новости театров   Юбилей Тамары Абросимовой

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100